Техника - молодёжи 1947-09, страница 8

Техника - молодёжи 1947-09, страница 8

На канале телемеханика используется для централизованного управления гидроэлектрическими и насосными станциями, воротами шлюзов и другими агрегатами. С переводом насосных станций на автоматическое и телемеханическое управление дежурный персонал в машинных залах стал больше не нужен. Всю работу приняли на себя автоматы, а наблюдение и управление производит диспетчер с центрального пункта.

На центральном пункте перед диспетчером имеется щит, на котором изображена схема энергосистемы канала. Взглянув на щит, диспетчер сразу видит, какие машины работают, какие бездействуют. На столе перед ним пульт управления с рукоятками и кнопками, действуя которыми диспетчер может пустить в ход или остановить тот или другой насос или агрегат.

Интересно проследить прохождение парохода через шлюзы к работу насосных станций.

Пароход, плывущий по каналу Москва—Волга, входит в камеру шлюза. Створки ворот, высотою в пятиэтажное здание и весом в 270 тонн каждая, вдруг начинают поворачиваться, отход я от стенок шлюза и приближаясь друг к другу. Вот створки почти коснулись друг друга. Левая створка останавливается, правая проходит мимо нее и тоже одоаиавлнвастся. Левая начинает снова двигаться, только теперь значительно медленнее. Догнав остановившуюся правую, она осторожно нажимает на нее и увлекает за собой. Створки двигаются вместе, пока ворота не окажутся плотно закрытыми.

Пароход сейчас находится ниже уровня воды верхнего шлюза. Затвор начинает медленно поворачиваться на своих осях, поднимаясь вверх. Через щель вода проходит внутрь камеры. Когда уровень воды в камере сравняется с уровнем воды верхнего шлюза, затвор снова начинает быстро вра«-щаться, но теперь уже в другую сторону, опускаясь вниз, под воду, и открывая свободный проход для парохода.

Ни у ворот, ни у затвора не видно ни одного человека. Дежурный диспетчер, находящийся за несколько километров от камеры шлюза, управляет ее работой.

Канал Москва—Волга протянулся на 128 километров. Только первые 18 километров волжская вода идет по каналу самотеком. Дальше она поднимается на высоту до 40 метров пятью насосными станциями. Каждая станция оборудована четырьмя мощными пропеллерными насосами. Мощные электромоторы вращают в подводной части здания широкие лопасяги пропеллеров, напоминающих корабельные винты. Лопасти захватывают при вращении огромную массу воды и подают ее кверху, как вентиляторы подают воздух.

Каждый из этих насосов в одну секунду поднимает на высоту восьми метров около двух тысяч ведер воды.

Работают станции исправно, но здания находятся на замке. Лишь один раз в неделю сюда заходит человек и проверяет Состояние (механизмов. Все пять станций управляются с центрального диспетчерского пункта, который находится за несколько десятков километров от них. С этого пункта дежурный только нажимает соответствующую кнопку на пульте, и телемеханическая установка передает по проводам надлежащие сигналы любой из пяти станций. Приемные автоматические аппараты насосных станций, повинуясь невидимому хозяину, немедленно выполняют приказания.

Но дежурный может сделать ошибку и нажать не ту кнопку. Однако приборы автоматического управления так связаны друг с другом, что ошибочное распоряжение дежурного не будет выполняться.

Дежурный, сидя за столом с приборами (пульт), в любой момент знает, в каком состоянии находятся каждый насос и относящееся к нему оборудование. Перед пультом помещен большой щит из толстого матового стекла. Каждая насосная и гидроэлектростанция имеет особую панель на щите. Панели светятся разноцветными огнями, в зависимости от того, в каком состоянии находится тот или иной аппарат. Диспетчер нажимает кнопку на пульте, чтобы пустить насос. Тотчас же на стеклянной панели загорается голубым мигающим светом кру

t Железнодорожная автоматическая блокировка совершенно надежно предохраняет поезда от столкновений.

жок пускаемого насоса. Но вот мигающий голубой кружок исчезает. Загорается красный. Это насосный аппарат извещает, что весь процесс пуска прошел благополучно и что он вступил в действие.

Любое изменение в состоянии агрегатов или электрического оборудования на станции, уровня воды в канале немедленно отражается на светящемся щите и дублируется звуковыми сигналами. Резкий звонок привлекает внимание диспетчера к пульту. Перед глазами дежурного неисправность немедленно передается ему. А если неисправность перерастает в прямую угрозу, автоматы сами останавливают агрегат и «докладывают» об этом.

Телемеханические устройства нашли широкое применение также на железнодорожном транспорте.

Рассмотрим диспетчерскую централизацию, позволяющую одному диспетчеру управлять стрелками и сигналами на расстоянии сотни и больше километров.

На одном из участков Казанской железной дороги нет ни стрелочников, ни сигналистов. На этом участке на протяжении 65 километров всем движением поездов управляет при помощи Телемеханического устройства одни человек — диспетчер, сидящий за пультом в Москве. Он переводит стрелки и управляет входными и выходными светофорами, действуя стрелочниками и сигнальными рукоятками^ размещенными на пульте. Каждая стрелка и каждый светофор имеет свою рукоятку на пульте. Контрольные лампочки, расположенные над рукоятками, сигнализируют диспетчеру положение стрелок и показания светофоров. Над пультом имеется световое табло, на котором дана схема всего участка. Так как командование движением находится в руках одного человека—диспетчера, то он может, подготовляя маршрут, целесообразно распределять скрещение и обгон поездов, сокращая до минимума стоянки. Таким образом, телемеханическое управление стрелками и сигналами позволяет не только уменьшать количество обслуживающего персонала на станциях <и разъездах, но значительно увеличить как пропускную способность железной дороги, так и безопасность движения.

Вновь сооружаемые подземные железные дороги оборудуются в настоящее время только автоматизированными тяговыми подстанциями, которые управляются с единого диспетчерского пункта. Примером могут служить телеуправляемые тяговые подстанции московского метрополитена.

Передача путевых сигналов на паровоз (так называемая кэбсигнализация) делает получение их для машиниста независимым ни от условий погоды, ни от видимости. Это Также увеличивает безопасность железнодорожного движения и его скорость.

Иногда кэбсигнализацию соединяют с автоматической регулировкой скорости движения поезда. Автоматическая регулировка состоит в том, что если машинист не выполняет приказа, полученного в кабине паровоза в виде предупреждающего сигнала, и не принимает мер к снижению скорости, то скорость уменьшается автоматически. В настоящее время часть нашей железнодорожной сети оборудуется автостопами, которые автоматически останавливают поезд, если машинист не реагирует на сигнал «стой».

Можно было бы привести очень большое количество других примеров применения телемеханических устройств в самых различных областях, например в промышленных предприятиях, в коммунальном деле, на аэродромах и т. п.

Весьма существенное применение телемеханические устройства находят в крупных общественных зданиях (гостиницах, театрах, зданиях управлений и т. п.). Здесь телемеханические устройства применяются для управления энергетическими установками, установками кондиционирования воздуха, трансформаторными установками, отоплением и т. д.

Нет области народного хозяйства, где бы автоматика и телемеханика не играли существенной роли.

Обязательным условием для дальнейшего развития советской техники является наиболее широкое применение автоматики и связанной с ней телемеханики. Вот почему в Законе о первой послевоенной пятилетке огромное внимание уделено вопросам автоматизации.

Закон предусматривает проведение автоматизации производственных процессов по всем основным отраслям народного хозяйства: по черной и цветной металлургии, по машиностроению, по электро-энергетиче-ской, химической, резиновой, бумажной, легкой и пищевой промышленности, по железнодорожному транспорту и др.

Масштаб поставленных законом задач показывает, как глубоко проникает автоматика во все отрасли народного хозяйства и какое значение придается ей в текущей пятилетке. Приведенные же выше примеры осуществленной уже автоматизации и телемеханизации убедительно доказывают, что в наших руках имеются все возможности для выполнения планов, указанных в Законе о первой послевоенной пятилетке.

в