Техника - молодёжи 1968-10, страница 35

Техника - молодёжи 1968-10, страница 35

НА ВОЛГЕ

•••

О. ЖОЛОНДКОВСКИЙ, наш спец. корр.

Рис В. Иванова

Не так давно из профтехучилища города Коростянка Жито мирской области сюда приехали три паренька. Им еще и но восемнадцати не было, так что по закону и на высоту-то пускать было нельзя. Направили их в бригаду опытного монтажника Евгения Кривова. Трудно было ребятам, один даже заявление об уходе хотел писать, а сейчас освоились, работают по третьему разряду, полюбили высоту. Тимофей Виговский исподволь осваивает профессию газорезчика Ребята вошли в ритм, слились со стройкой. Зацепила их монтажная жизнь.

А вот Евгений Балдин приехал в Тольятти отнюдь не новичком — приехал он уже прославленным бригадиром молодежной бригады со строительства Братской ГЭС. Там, в Сибири, у него заболела дочка. Врачи посоветовали сменить климат. Скучает Евгений по своей бригаде, оставшейся в Братске, по ганге, к которой успел привыкнуть, но новый коллектив, отчаянная работа но монтажу ферм уже захватили его целиком.

Однажды на главной улице города раздался боевой мотив «Варяга»—это, печатая шаг, в блеске якорей и пуговиц, с развевающимися ленточками прошли матросы. Как демобилизовались, гак и поехали, не заезжая домой, в Тольятти.

HR СПИДОМЕТРЕ—140

Q аглянем в будущее.

Молодой человек в костюме испытателя подходит к первой попавшейся машине и просит, чтобы ее заправили бензином Включает зажигание и прислушивается к мягкому пофыркиванию мотора, потом садится и стремительно стартует. 21 сек. потребовалась для того, чтобы развить скорость в 100 км/час. Машина очень приемиста — это важно для больших городов с их бесконечными перекрестками и светофорами. Четырехступенчатая коробка передач полностью синхронизирована — это делает управление легким и надежным. Мощность мотора — 65 л. е., скорость — 140 км/час.

Машина въезжает в тоннель и мчится по нему на испытательный трек. Впереди квадрат неба, тоннель кончился. Испытатель просит старт. Ему махнули флажком, и автомобиль как бы прыгнул навстречу серой бетонной петле трека...

Сто пятьдесят километров в час. Машина мчится по прямой, вдруг вираж, центробежная сила прижимает автомобиль к почти вертикальной стенке, мягко сжались амортизаторы под возросшей тяжестью кузова. Опять бетонная прямая. Горка градусов в сорок пять. Спуск...

Въезд в галерею — здесь искусственным дождем машина пспытывается на герметичность. Со всех сторон на нее обрушиваются массы воды. Вода хлещет по стеклам, барабанит по крыше, пытается залить мотор...

Пылевая камера. Целые гучп пыли из насадок пневмотранспорта ударили по кузову. Впереди ничего не видно, но испытатель продолжает гнать машину вперед. Воздушный фильтр должен справиться...

Снова душ. Булыжная мостовая, грунтовая дорога, разбросанные в беспорядке валуны и куски гранита. Машину трясет как в лихорадке, каждая частица ее испытывает на себе неровности трека

Наконец испытания перегрузками кончаются. Автомобиль

вновь возвращается к главному корпусу и плавно останавливается. Открывается дверка, и слегка побледневший водитель выходит из кабины. Предстоит еще детальный осмотр основных узлов, но на первый взгляд все в порядке В салоне чисто, ни капли воды, ни пылинки туда не попало. Теперь испытатель будет три дня отдыхать — ежедневно такие перегрузки человеку противопоказаны. Сейчас долой комбинезон, душ в сверкающей кафелем и никелем ванной комнате, белоснежное белье, костюм — и в столовую.

ЗНАКОМЬТЕСЬ—НОВЫЙ ТОЛЬЯТТИ

Qt завода до города несколько километров — этот разрыв необходим для предохранения города от пыли в безветренные дни. Во время же ветра все дымы, сдувает за Волгу, далеко в степь. Так уже, изучив розу ветров, выбрали местоположение завода. Мы с главным архитектором института «Гии-рокоммундортранс» Романом Константиновичем Тогулндзе решили проехаться до набережной, которую он проектировал.

Роман Константинович любит бывать в Новом Тольятти. Живописные террасы, сделанные руками людей, спускаются к Жигулевскому морю. За причудливыми ползущими кустарниками приютились экзотические беседки, со скалы сбегает маленький водопад.

Мы едем дальше. Перед нами асфальтированный спуск к морю. Внизу, как стая лебедей, застыли прогулочные яхты. Вдруг стрела подъемного крана наклонилась над причалом, бережно вынула одну яхту из воды, поставила на тележку, и двое ребят повезли ее в эллинг.

— Автозаводской яхт-клуб, — поясняет мой спутник.

Высокий маяк чем-то напоминает диковинный межзвездный

корабль и одновременно здание СЭВ, построенное напротив гостиницы «Украина», в Москве. В лучах заходящего солнца он переливается всеми цветами радуги.

— Это витражи, -- говорит Роман Константинович, — они сделаны из цветного стекла. Особенно красив будет маяк, когда стемнеет и включится электрическая подсветка

Мы вышли из машины и по гранитной лестнице спустились к пристани. Из окон здания порта слышалась музыка. На волнах покачивались суда на подводных крыльях...

Улицы застроены домами, отделанными керамической плиткой и мозаикой, с лоджиями и цветниками, за ними подземные гаражи. У каждой второй семьи будет свой автомобиль. И это не потому, что рабочие завода получат какие-то преимущества перед остальными гражданами. Просто ВАЗ со своей огромной производительностью быстро ликвидирует покупательский вакуум на автомашины.

60 тыс. человек будут работать на ВАЗе. А число жителей Нового Тольятти в 1975 году составит 370 тыс. Сейчас же, в 1971 году, здесь живет, конечно, меньше — всего 155 тыс. человек.

Нет, нет, это ие опечатка — именно в 1971 году. Ведь мы перенеслись на два года вперед, и все наше путешествие прошло, не отходя от макета.

...Строится завод, строится город — новый гигант на Волге.

г. Тольятти

ЮНОСТЬ, ТРУД, МЕЧТА