Техника - молодёжи 1969-02, страница 23

Техника - молодёжи 1969-02, страница 23

ВАМ, ОСВАИВАЮЩИЕ БОГАТСТВА СЕВЕРА

роге нашествия искусственных разумных существ.

Еще в 1943 году американские логики Мак-Каллок и Питтс доказали теорему с такой формулировкой: «Закон нервной активности «все или ничего» достаточен для того, чтобы возбуждение любого нейрона могло быть представлено как некоторое предложение». Это значит: если строить «искусственный разум» из обычных реле, то его поведение будет выразимо на любом языке. Сложность такой системы может увеличиваться или уменьшаться по мере усложнения функций. Однако она никогда не исчерпает возможностей мышления, заложенных в человеческом мозге.

Можно поставить перед собой задачу смоделировать Шекспира, но для этого нужно иметь готовыми произведения великого драматурга. При любой сложности модели, если это и будет «доброкачественный Шекспир», вряд ли возникнет новое и неповторимое разумное существо.

Вторая неточность статьи Н. Амосова вытекает из молчаливого предположения, что скорость обработки информации или, как пишет автор, ее выделение, помноженное на огромный объем, — необходимое и достаточное условие для возникновения сознания. О соотношении сознания и мышления ученые спорят со времен Платона, и спор до сих пор не окончен. Для при близительного выяснения структурной картины атомного ядра науке понадобилось более 2000 лет. Для выяснения структурных особенностей аппарата мышления, более сложного, чем атомное ядро, потребуется времени значительно больше. Вполне возможно, что это время будет бесконечным. Ведь пока существует мышление, оно всегда будет задумываться над бесконечным многообразием собственных функций. Это лишнее подтверждение тезиса марксистско-ленинской философии о бесконечности процесса познания.

Мы переживаем особенный период научно-технического прогресса, который уже получил название новой научно-технической революции. Изобилие машин и автоматизация вызвали у некоторых мыслителей приступы кибернетического пессимизма. Но такая позиция неоправданна. В свое время автомобиль отвоевал у людей большую часть улицы и заставил их пересекать ее на перекрестках. Можно себе представить будущие перекрестки, вызванные появлением «искусственного разума», и с ними, конечно, люди будут считаться. Но это будет временным явлением для достижения более высоких целей. Такой процесс будет продолжаться непрерывно и бесконечно, освобождая людей от необходимости выполнять то, что могут делать автоматы.

В споре о будущей роли «искусственного разума», думается, прав не профессор Н. Амосов, а академик И. Артоболевский, когда он в статье «Машина в мире науки» (№ 7 журнала за 1968 г.) утверждает: «Машина уверенно вступила в мир науки, проектирования, умственного труда. Но на какую бы качественно новую ступень она ни поднялась, она никогда не заменит мозг человека. Машина останется продуктом творческой деятельности человека, продуктом мысли и знания».

Автомобиль не роскошь, а...» Да, совершенно верно — средство передвижения! Непреклонную уверенность в этом Остап Вендер выразил где-то на юге России почти сорок лет назад. Окажись герой Ильфа и Петрова в поисках призрачного счастья, скажем, в Якутии, утверждение звучало бы несколько иначе и, конечно, категоричней. Вы уже догадались — речь идет об аэросанях. Но с машиной, о которой рассказывалось на страницах двенадцатого номере «Т—М» за 1968 год, их объединяет только одно — фирменный знак «КА». Иное назначение — другая конструкция. Аэросани КА-36 «Ветерок» предназначены для индивидуальной продажи охотникам и рыболовам Севера. Ничего подобного до сих пор не было. А ведь именно несоответствием большого спроса и полного отсутствия предложения объясняется неиссякаемый поток писем в редакции и в организации, хоть как-нибудь связанные с аэросанями. В одни* ожидание: «Это как раз та машина, в которой извечно нуждаются северяне. Аэросани позволят резко увеличить заготовки пушнины, рыбы и дичи. Начинается освоение таежных речек и притоков Лены, богатства которых остаются пока нетронутыми только из-за отсутствия средств передвижения зимой».

Авторы других писем настроены активно: как сделать расчет, подобрать двигатель, пропеллер, где, наконец, изготовить?

Совсем непросты^ проблемы, особенно если решаются они дилетантски, домашними средствами!

Над «Ветерком» же поработали опытные специалисты, в руках которых — средства современной технологии. Кузов аэросаней закрытый, его внешний вид в полном соответствии с нормами технической эстетики, «начинка» же отвечает суровым условиям зимнего Севера. Если трасса сложна и даже прекрасный обзор из кабины не позволит вовремя заметить полынью, встреча с ней не окончится трагически. По бокам корпуса полые балки — кессоны. Быть аварийными поплавками не основное их назначение — к ним крепятся лыжи. Передняя пара полозьев управляется обычной автомобильной баранкой. Лыжи, как и корпус, стеклопластиковые, но для легкого страгицания в оттепель покрыты полиэтиленом. Продольные ребра на них и широкая колея делают быструю езду вполне безопасной. Машина не раскачивается, и даже резкие удары не передаются на корпус — лыжи снабжены торсионной амортизацией и автомобильными демпферами.

Сердце «Ветерка» — двигатель МТ-8 —- тоже позаимствован у автомотостроите-лей. Это модифицированный двухцилиндровый мотор, серийно выпускаемый Киевским мотоциклетные зазодом.

К нему добавлен редуктор, снижающий число оборотов воздушного винта примерно вдвое по сравнению с оборотами двигателя.

Доставляющий обычно столько хлопот самодельщикам пропеллер сделан профессионально. При запуске совсем не обязателен традиционный валенок с веревкой, который в прежнее время надевали на одну из лопастей и рывком проворачивали винт. Бензиновый огопитель разогревает мотор, а электростартер раскручивает коленчатый вал.

Двигатель набрал обороты, прогрев — ив дорогу к отдаленным зимовкам... Энергия 120 л топлива перенесет аэросани на расстояние 350 км.

ТЫ ДЕТИ, « ВЕТЕРОК

Ведущий конструктор В. МОРОЗОВ

Насколько реальны эта и другие цифры, составляющие эксплуатационную характеристику КА-36, покажут испытания. Только после этого будет решен вопрос о серийном производстве аэросаней.

Мы верим, что, преодолев препятствия на снежных трассах, «Ветерок» проложит себе путь от опытнрй модели к массовой.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Максимальная скорость — 70 км/час.

2. Эксплуатационная скорость — 40 км/час.

3. Максимальная дальность хода — 350 км.

4. Двигатель — МТ-8. двухцилиндровый, четырехтактный.

5. Объем цилиндров — 650 сма.

6. Степень сжатия — 7.

7. Число оборотов — 5600 об/мин.

8. Мощность — 38 л. с.

9. Воздушный винт — металлический, изменяемого шага, реверсивный.

10. Диаметр воздушного винта — 1,6 м.

11. Гиговос усилие винта — 132 кг.

Общий вид «Ветерка» смотри на следующей странице.

19