Юный техник - для умелых рук 1972-11, страница 14те в брошюре К. Бартона «Как снимают мультфильмы» («Библиотека кинолюбителя», «Искусство», 1971). Мультстанок. Наиболее простая конструкция мультстанка показана на рисунке: камера укреплена на штативе, а стол для перекладок установлен горизонтально. Неудобство его в том, что ножки штатива мешают подходить к лежащим на столе персонажам. Выход прост. Во многих фотоувеличителях («Нева», «Нева 2-м», «Луч», «Москва» и др.) проектор скреплен с кронштейном винтом. Можно сделать переходную площадку и закрепить на кронштейне вместо проектора кинокамеру. Экран фотоувеличителя плотно закрепите на столе и разверните кронштейн на 180°. Теперь съемочная камера легко будет передвигаться вверх и вниз, а пространство вокруг рабочего стола останется свободным. Камеру необходимо плотно закреп* лять, чтобы она не дрожала при нажиме на пусковую кнопку. Стол для съемки надо сделать двухъярусным — верхний ярус для стекла, на котором укладываются и передвигаются персонажи, и нижний — для фона. Освещают объект рассеянным светом с двух сторон, но лучше установить приборы направленного света и освещать оба яруса раздельно. Выбор камеры. При съемках мультипликационных фильмов нужно учесть, что ошибка в определении границ снимаемой плоскости по видоискателю может быть весьма значительной. На схеме вверху показано, как увеличивается параллакс между объективом и визиром при приближении к объекту съемки. Кроме того, для съемки на коротких расстояниях (от 80 см и ближе) необходимо дополнительное выдвижение объектива или применение насадочных линз. Наиболее удобны для мультипликационной съемки камеры с зеркальным обтюратором, в которых визирование и наводка на резкость осуществляются через съемочный объектив («Альфа», «Красногорск-2», «Лантан», «Кварц-8с-1» и др.). Насадочные линзы можно сделать из обыкновенных очковых стекол. Надо лишь обточить их до требуемого диаметра, а оправы для них склеить из тонкого картона. Достаточно иметь три положительные («собирательные») линзы: 0,5, 1 и 1,5 диоптрии. С их помощью, учитывая выдвижение объектива, снимаются планы любой крупности. Но камеры с зеркальным обтюратором дороги. Поэтому можно сконструировать перекидную площадку, которая позволила бы вначале устанавливать кадр по визиру, а перед съемкой передвигать камеру так, чтобы объектив точно устанавливался на месте визира. Такая площадка имеется на универсальной репродукционной установке (УРУ), ее можно приспособить для установки кинокамеры или воспользоваться принципом ее конструкции. Расстояние, на котором изображение при съемке с насадочными линзами будет наиболее резким, определяют прак- тическим путем, с помощью так называемой «лесенки». Каждая цифра на кубике указывает в сантиметрах расстоя-яние от объектива до этой цифры. Засняв такую лесенку, легко определить, какая цифра наиболее резка и, следовательно, на каком расстоянии следует производить съемку с данной линзой. Во многих любительских камерах установка объектива на резкость постоянная, объектив не выдвигается. В это(л случае нужны насадочные линзы большей силы. Так, камера «Кварц-2» имеет в комплекте три насадочные линзы: 0,8, 1,7 и 2,75 диоптрии, которые дают резкое изображение на расстоянии 80, 50 и 33 см. Съемка. Сначала снимем какой-нибудь план — скажем, прыжок спортсмена с трамплина в воду. Сделаем эскиз. На картоне рисуем небо и деревья — это фон. Кладем его на нижний ярус и закрепляем кнопками, чтобы во время съемки случайно не сдвинулся. Спортсмена, трамплин и плоскость воды (синий фильтр или синюю бумагу) помещаем на верхнем стекле. Все неподвижное (часть трамплина, бумагу, изображающую воду, и т. д.) резиновым клеем приклеиваем к стеклу. Синюю бумагу приклеиваем только по краям, в центре за ней скроется прыгун. Теперь рассчитаем движение так, как в случае с дровосеком: подготовка к прыжку, взлет, несколько фигур в воздухе, полет вниз и уход прыгуна в воду. Секунды и кадры проставьте сами. Чтобы фигурка двигалась плавно, ее передвижение от фазы к фазе должно быть равномерным: она должна сдвигаться на точно определенные расстояния, а при ускорении или замедлении эти расстояния надо постепенно увеличивать или уменьшать. Передвигая фигурку по стеклу, очень легко ошибиться, поэтому лучше заранее поставьте на 14 |