Юный техник - для умелых рук 1973-09, страница 7стик. После того как приглашенный займет место на середине мостика, от выпрямителя Д1— Д4 через контакты Кн1 пойдет ток и сработает реле PI. Контактные пластины PI I реле замкнутся — зажжется лампочка Л2 и сработает счетчик Сч. Контактные пластины Р1/2 реле разомкнутся — электросекундомер ЭС отключится. Как только зажглась лампочка Л2, ведущий включает тумблер В2 — прыжки можно начинать. Во время каждого прыжка контакты Кн1 площадки размыкаются, ток, идущий чгрез реле, прерывается, а контактные пластины Р1/2 затыкаются, и включают электросекундомер ЭС. Теперь по сигналу ведущего (например, свистком) приглашенный подпрыгивает десять раз. Ео время каждого прыжка включается электросекундомер — чем выше подпрыгивает играющий, то есть чем дольше он будет находиться в воздухе, тем большее время покажет электросекундомер. После десятого (ила другого. заранее обусловленного числа) прыжка ведущий выключает тумблер В2. Сообщает показания электросекундомера и устанавливает его и счетчик в исходное положение. Выигрывает тот из участников, у кого секундомер покажет большее время нахождения к воздухе. Электрическая часть аттракциона монтируется в пластмассовой!, металлическом или деревянном корпусе. Трансформатор Тр1 — ученый. разборный, для опытов па физике, но можно применить я другой трансформатор, имеющий обмотки 127. 220 и 12 вольт. Выпрямитель собирается по мостовой схеме «а четырех диодах Д1—Д4 типа Д7А, Д202 или им подобных. Конденсатор С1 — электролитический 50— 100 мф X 50 в, он служит для сглаживания пульсаций выпрямленного тока. Реле Р1 любое, срабатывающей при напряжении 10—12 в, оно иэгеет одну пару нормально разомкнутых контактов PI 1 и одну пару нормально замкнутых Р1 2. Электрический счетчик — стрелочный на 10 или 20 положений, демонстрационный, применяющийся для опытов но физике в школе. Электросакундомер ЭС типа ПВ-53Л (ПВ-53Щ) с делениями шкалы 0,01 сек. Можно в качестве электросекуидомера взять электро-имяульсные счетчики типа МЗС-54 (РС2.729004) или СБ-100. Однако учтите, что эти счетчики работают от напряжения 45— 50 в, и в цепь питания необходимо подобрать и включить добавочное гасящее сопротивление — проволочный резистор. Лампочка Л1 — индикаторная, сигнализирует о включении прибора а Л2 — о включении контактов Кн1, оое лампочки рассчитаны на напряжение 42 — 35 в. При монтаже деталей в корпусе прибора лампочку Л2 установите нл крышке корпуса, в футляре в виде фонарика, счетчик и электросекундомер — на передней пангли. Остальные элементы управления: выключатели (гипа тумблер), гнездо предохранителя и переключателя и лампу Л1 укрепите на боковоа панели. Там же смонтируйте две клеммы (или гнезда) Гн1 для подключении соединительных проводов, идущих к контактам Кн1 мое гика. Если вы собираете прибор для аттракциона, то изменения счетчика можно исключить нз схемы, а количество прыжков считать по зажиганию лампы Л2. У кого нет гимнастического мостика, изготовьте контактную площадку (см. последний рис.) Она собирается нз двух листов фанеры, на которых установлены контактные пластины (например, от электромагнитного реле или самодельные). Между листами фанеры прокладываются кусочки резиновой трубки. Они слегка приподнимают верхний лист фанеры и размыкают контакты. По как только играющий встанет на тищадку, контакты замкнутся. Площадку закрывают резиновым коз-риком. Если вы сделаете не один, а два одинаковых комплекта, то сможете разбить играющих на две команды и устроить эстафету, какая команда лучше прыгает и дольше продержится в воздухе. И еще одпо применение данной установки. Используйте как прибор для определения высоты прыжка. Для этого нужно составить таблицу или график, на одной оси которого откладывается вес спортсмена, на другой — время полетной фазы прыжка (время нахождения в воздухе). Составить такую таблицу ва;ч поможет учитель физики. Ю. SEP':А.70 К Гн1 КОНТАКТЫ НН -7 I Фанера I в-^опп РЕЗИНОВАЯ ТРУБКА «Уважаемый товарищ редактор' ...Разбирая записи военных лет, я обнаружил в них старую таблицу и метод быстрого изучения кода Морде, которым и я когда-то пользовался. Уверен, что она поможет многим начинающим радиолюбителям быстро о в ладен ь кодом Морзе. С уважением к Вам инженер II Панков. Пятигорск». ® Ог'мгные радисты хорош? iwsikjt — чтобы в совершенстве озладеть азбукой Морзе, нужны продолжительное время м систематическая тренировка. И кто старается механически запомнить знаки, не имзя достаточной тренировки, их быстро забывают. Предлагаем вам способ, по которому изучить и освоить код Морзе можно за полтора-два часа. Перэд ртами таблица. Знаки азбуки Морзе з ней «босста-навлены» в букзы русского алфавита, то есть дают контур соответствующей буквы в вида точек и тире, Порядок чередования точек и тире соблюдается етрэдго. Например, если буква «в» по коду обозначается в виде гоч-ки и двух тире, то и букву нужно рисовать а таком яга порядке, а не наоборот. Знаки читаются слева направо м сверху вниз. Легко запоминаются буквы а, б, г, е, з, й, я, о, р, у, ф, ц, ч, ш, ы, ь, я. Буквы ж, и, м, н, с, т, х не доведены, но асе равно легко запоминаются. Из-за невозможности лучше расставить точки и тире кода буквы в, д, щ, ю пришлось изображать для наглядности с дополнительными дорисовками. Но именно благодаря дорисовке (из-за неудачной комбинации контуров] эти буквы также легко запоминаются. Для того чтобы быстро и хорошо изучить код Морзе, установите следующий порядок: 1. Внимательно рассмотрите контур каждой буквы. 2 Несколько раз срисуйте с таблицы все буквы алфавита по порядку. Срисовывая букву, не забывайте о чередовании точек и тире кода (именно в таком порядке и нужно рисовать буквы]. 3. По памяти нарисуйте несколько раз алфавит, а потом зндки кода Морзе. 4. Напишите кодом Морзе несколько слов иги строча* m какой-либо статьи. Подготовка закончена — переходите к передаче и приему букв м слоя нз радиоаппаратуре. От редакции: Просьба ко всем ребзтам, котооые будут изучать азбуку Морзе го дачное таблице, сообщить о езэ-их успехах в редакцию. 7 |