Юный техник - для умелых рук 1986-09, страница 14Энцикло гдияИногда в старых домах, особенно там, где еще сохранилось печное отопление, под окнами образуются сырые плтна с неприятным запахом. Обои в эт;1х местах отстают и разрушаются. В чем дело? Загляните под подоконник, на его нижнюю сторону. Там обязательно должен быть продольный желоб. Влага, попадающая на подоконник (в том числе и конденсирующаяся на холодном подоконнике из воздуха), встречает здесь припятствие. Желоб не дает ей стекать на стену. Но может оказаться, что после многократных ремонтов желоб оказался забит слоями краски. Тогда его необходимо прочистить, и сте.-'а под окном перестает отсыревать. Ну а если желоба почему-либо вовсе не оказалось, устройте преграду для влаги, прикрепив на нижней стороне подоконника тонкую планку. Такие же желоба обязательно должны быть и на деревянных козырьках в нижней части наружных рам. Следите за их состоянием, и дождевая вода не будет попадать между рамами и оконным коробом. щдак '2Штт Секреть! мастерстваМЯКРЯМ Искусство вязания узлов и плетения возникло в глубокой древности из простой необходимости соединить два конца нити. Люди научились прясть из волокон травянистых растений еще в неолите. Плетеная сеть для ловли рыбы, узелок, завязанный как талисман, морские узлы — все это родственники будущего искусства макраме. Кроме того, в глубокой древности существовала узелковая письменность: узелками пользовались для передачи информации. Но основными изобретателями разнообразных узлов были древние мореходы. Именно они раскрыли изобразительные возможности узелковых композиций. В долгих плаваниях моряки плели всевозможные предметы обихода, безделушки. Постепенно искусство плетения переняли рукодельницы. Они преобразовывали сочетания обычных узелков в изящные кружева, изготэе-ливали предметы гардероба: накид;:и, капюшоны, пелерины. Техника вяза;.ил узлов сродни плетению кружев, не э-ром макраме назывеют иногда у~эл о-вым кружевом. Появились и плотные виды плетения, имитирующие гобелен. Это так называемая техника каЕандоли, названная по имени ее изобретательницы. В такой технике выполнялись красивые и очень прочные изделия: коврики, покрывала, сумки, кошельки, футляры для очкос... Каждая эпоха вносила свои изменения в искусство макраме. Менялся стиль, появлялись новые приемы плетения и новые предметы, выполненные в этой технике. В современный быт прочно вошли пояса, украшения, ремешки для часов, шали, галстуки, воротники, манжеты. В большой моде крупные изделия, украшающие интерьер: абажуры, панно, дверные портьеры... В макраме кроются большие возможности для проявления творческих способностей. Техника макраме несложна, но кропотлива и требует тщательного исполнения, усидчивости, терпения. Хорошо, если занятия узелковым плетением разовьют в вас такие качества. Это поможет вам в жизни и в учебэ. Плетэние, когда вы им овладеете, — приятный отдых, а изделия о технике макраме — хороший подарок для родных и друзей. Для плетения подходят любые нити или шнуры тугой крутки: льняные, пеньковые, хлопчатобумажные, синтетические, шелковые. Годится кордовая леска, туго скрученная шерстяная пряжа. Толщина может быть любой, она зависит от величины и характера задуманного изделия. Чтобы освоить начала этого искусства, прежде Бсего изготосьте доску для работы. Для первых учебных работ достаточно взять доску размером 25X30 см. Обложите ее поролоном и туго обтяните светлой тканью, лучше всего клетчатой. Это поможет вам получить ровное плетение с прямыми кромками. На первых порах можно приспособить для работы и мягкое сиденье от старого стула. Понадобятся тгкже декоративные булавки (длинные, с крупной головкой), ножницы, сантиметр, вязальный крючок. В дальнейшем для украшения изделий вам понадобятся деревянные, пластмассовые или стеклянные шари;си с большими отверстиями, кольца, гряжки. Чтобы при плетении не мешали длин» кые концы нитей, изготовьте из толстого картона или фанеры специальныэ шпульки с косым клиновидным разрезом. Туда защемляют нить, чтобы она не разматывалась. Можно использовать и деревянные катушки, и палочки, ка концы которых ьадето по бусинке (рис. 2). Впрочем, можно обойтись и без шпулек, наматывая длинные кон: ,ы нитей на пальцы в виде сосьмерки и закрепляя, а потом по мере надобности отпуская. Каждая работа начинается с навешивания на вспомогательную нить рас:> и-танкого количества нитей. Какой должна быть их длина? Точно скасать трудно. Ома колеблется от двухкратной до пятикратной длины готского изделия. Это зависит от характера рисунка и от толщины нитей. Узлы на тонких нитях забирают меньше длины, чом на толстых. Впрочем, если длины нити не хватает, чтобы закончить работу, ее можно нарастить. Наконец у вас все готово для работы, и можно начинать плетение. Возьмите вспомогательную нить и туго обзяжи-те рабочую доску, как показано на рисунке 1. Существуют три основных способа крепления нитей (рис. 3). Получение узлов За и 36 понятно из рисунка, Узел Зв применяется, когда нужно образовать плотный росный ряд узлов, чтобы между ними не проглядывала основная нить. Он получается из узла За или 36, если с двух сторон накинуть еще по одному витку. Во всех трех способах каждая нить образует два конца, участаующие в плетении, В дальнейшем мы будем обозначать ^?4R«Ан.Я*.„•'.л^ЖЯ* я*.Я&» Раму для парникл или для легкой двери, облицованной фанерой, оргалитом, вовсе не обязательно соединять «в шип» или под 45 градусов. Работу ускорит и облегчит применение специальных «гвоздей» — рифленых стальных полосок с заостренной нижней кромкой. N |