Юный техник 1971-11, страница 29

Юный техник 1971-11, страница 29

мало, они делают свое дело неспешно и споро. Что же это за завод такой — почти без людей? Я уже знал, что этот вопрос одним из первых задам главному инженеру.

— Вы спрашиваете, почему на заводе мало людей? В том-то и дело, что так оно и должно быть. Современная технология, механизация, замена ручного труда машинным позволяют сократить количество работающих, занять их другим, более квалифицированным трудом. Объем же выпускаемой продукции и ее качество растут.

Каждый год на домостроительном комбинате высвобождается около трехсот человек. На нашем заводе дело обстоит так: пять лет «азад здесь было девять бригад формовщиков, в каждой около восемнадцати человек, теперь — лишь пять бригад, формовщиков в каждой из них лишь двое. Может быть, мы стали делать меньше кабин? Ничуть не бывало. Три тысячи кабин — такова была годовая норма завода десять лет назад. А сейчас за один лишь месяц завод выпускает около четырех тысяч таких кабин. Если учесть нынешний размах строительства, ясно, что наше производство должно быть массовым, а не вестись отдельными сериями. Поэтому на заводе были установлены поточные линии. Вернее, одна поточная линия, которая как бы окольцовывает все цехи.

Кабины делают в цехах на конвейере методом объемного формования. Что это — расскажу по порядку. Вначале готовят каркас. Железная проволока толщиной с карандаш- поступает на правильно-отрезные станки, далее — на так называемую широкосеточную машину. Отсюда, подобно ткани с текстильного станка, выходит «металлическое полотно» шириной в два метра, неограниченной длины. «Полотно» имеет продольные и поперечные «волокна». Только они не из хлопка, а из проволоки. К тому же волокна не переплетаются между собой, а привариваются друг к ДРУгу, образуя ячейки со стороной около пятнадцати сантиметров. Сетку рубят на отдельные заготовки. В специальном кондукторе арматурщики «вяжут» из них объемный каркас.

Когда каркас готов, мощный мостовой кран переносит его на формовочную машину. Здесь происходит примерно то же, что и при изготовлении обычного вафельного стаканчика для мороженого. Различие — в размерах изделия и его конфигурации. Для того чтобы придать конструкции необходимую прочность, между наружной и внутренней формами (опалубками) вставляют металлический каркас.

Технология же формовки такова. После того как наружную опалубку закрывают, к ней подъезжает растворный узел. За двенадцать минут он успевает подать в оставшееся между опалубками пространство нужное количество сухой смеси, воду. Далее двенадцать минут конструкцию «выдерживают», чтобы она «схватилась». Как только прочность материала достигнет 30—35 кг/см2, приступают к распалубке. Конечно, делают это не вручную, а с помощью гидроустановок.

Кран поднимает и переносит готовый колпак в то место заводского конвейера, где его уже ожидает приготовленный ранее железобетонный поддон (а попросту основание, пол), прошедший специальную термообработку в пропарочных камерах. Колпак осторожно опускают на поддон и по периметру соединяют электросваркой. Внутренние стены обкладывают глазурованной плиткой.

Наконец кабина в сборочном цехе. Ее штукатурят, шпаклюют, красят, устанавливают столярные, сантехнические изделия — двери, умывальник, ванну, трубы системы холодного и горячего водоснабжения. Осталось провести испытания на гидравлику.

И вот контролеры из ОТК придирчиво осматривают изделия со всех сторон. Если все в порядке, то на дверных ручках они повесят пломбу. Кабина готова.

Такие кабины сходят с конвейерной ленты транспортера и отправляются на склад готовой продукции. Оттуда ка-биновозы развозят их на стройки столицы.

Я интересуюсь результатами работы хорошевцев.

— В этом году мы закончили выпол-

Главный инженер завода А. Н. Танкуйлин (слева) беседует со столяром Д. И. Кол-гатиным.

27