Техника - молодёжи 1963-08, страница 30

Техника - молодёжи 1963-08, страница 30

ем ом 1 куб. м. Продув эту цистерну, лодка будет всплывать очень медленно, может быть в течение нескольких часов, так как подъемная сила невелика. Теперь представим, что лодка имеет цистерны объемом 1 ООО куб. м. Продув эти цистерны, лодка, образно говоря, выскочила бы на поверхность, как пробка. Видно, не случайно в американских журналах появились сообщения о том, что сейчас изучается вопрос об увеличении запаса плавучести на подводных лодках типа «Тритон» за счет затопления одного из больших отсеков лодки, не предназначавшегося для этих целей.

За счет снижения запасов прочности и плавучести удалось «сэкономить» по крайней мере 2 тыс. т водоизмещения. Не будь этой «экономии», не было бы и быстроходности.

Погоня за рекордными характеристиками привела к тому, что «Трешер» почти постоянно переделывался и не выходил из ремонта, а среди матросов именовался «железным гробом» или «брат£кой могилой». И, как оказалось, личный состав был прав в оценке корабля.

АВАРИИ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ

Статистические данные об аварийных происшествиях в иностранных флотах показывают, что на подводных кораблях они происходят значительно чаще, чем на надводных. Например, с 1921 по 1931 год потерпели аварию 25 подводных лодок капиталистических стран, из них 18 погибли.

В послевоенные годы в журналах нередко появлялись сообщения об авариях на подлодках иностранных государств. Чаще всего случаются пожары, нарушение водонепроницаемости и столкновения. В 95% случаев пожары оказывались неопасными, зато около 60% крупных аварий приходится на долю столкновений лодок друг с другом и с надводными кораблям/и. За очень редким исключением, экипажи лодок гибнут вместе со своими кораблями

Несколько позволяют судить данные, опубликованные в печати, случаи столкновения американских атомных подлодок довольно редки. Но другие виды аварий случаются гораздо чаще,

Например, в 1954 году на подводной лодке «Наутилус» произошла тяжелая авария из-за разрыва главного паропровода. В 1956 году на той же лодке из-за конструктивных недостатков биологической защиты произошло облучение личного состава сверх допустимой дозы, в результате чего весь личный состав был заменен. 8 том же году на атомной лодке «Си Вульф», имевшей реактор, работающий на металлическом теплоносителе, произошел разрыв трубок пароперегревателя, и в отсеки проник радиоактивный натрий, что привело к человеческим жертвам.

В 1959 году во время арктического рейса подо льдом на подводной лодке «Скейт» начались большие пропуски воды через сальник циркуляционного насоса, и гибель была бы неизбежной, не окажись поблизости участка с тонким льдом. Лодка пробила лед, всплыла и устранила течь. В том же году на юХэли-бат» из-за повреждения арматуры внутрь корпуса начала поступать в больших количествах вода, и лодка пошла на глубину с диферентом 60°. Только благодаря быстрым действиям личного состава, обеспечившего продувание цистерн главного, балласта, лодка была «выдернута» на поверхность и спасена от гибели. На подводной лодке «Тритон» во время ее кругосветного плавания разорвало клапан. В результате система управления горизонтальными рулями перестала действовать и отсеки лодки заполнились масляными парами. Только благодаря самоотверженным действиям двух матросов, в полиой темноте перекрывших клапаны, удалось спасти лодку от верной гибели.

Хотя в американской печати немало говорится о тщательной отработке механизмов атомных лодок на береговых стендах, об отличной подготовке личного состава в школах и на тренажерах, большое количество аварий говорит о том, что в американской системе проектирования атомных лодок и подготовке экипажей далеко не все благополучно.

Люди, не подозревавшие о существованкн фотографии, увидев

впервые собственный снимок, не всегда сразу понимали его. Дело в том, что полноценная зрительная информация, связанная С восприятием трехмерного мира по двухмерному изображению, требует известного научения.

Передача глубины с помощью плоского изображения не такая простая штука. Известно, с каким чувством , горечи критиковал Крамской замечательную картину передвижника Маковского «Осужденный» эа небрежность в построении перспективы (рис. 1). Если проявить границу между полом и стеной (пунктирная линия), то она пересечет фигуры людей, стоящих в другой комнате, чуть ли не пополам. Между тем люди в другой комнате должны быть изображены выше этой линии. Совершенно очевидно, что угол между стеной и полом нарнсован без соблюдения законов проективной геометрии.

А ведь законы перспективы былк сформулированы давным-давно, еще в эпоху Возрождения, такими мастерами, как Пьерро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер. Не сразу, правда, эти законы геометрии стали незыблемыми канонами живописи. Взгляните, к примеру, на «Шествие волхвов» Беноццо Гоццоли (рис. 7). Птица у горизонта изображена Гоццоли так, будто она больше лошади.

Как и другие представители флорентинской школы, художник при построении перспективы неправильно отмерял расстояния до Горизонта. В соответствии с флорентинским методом шахматная доска должна быть изображена так как показано на рисунке 6, Ь, а не так, как запечатлел бы ее фотообъектив (6, а). На эту ошибку указывал еще в 1435 году Леон Баттиста Альберти, автор трактата «О живописи». Он подметил, что если повернуть наискосок шахматную доску, нарисованную флорентинцем, то диагонали в ней искривятся (6, d). Именно прямолинейность диагоналей служит критерием правильного построения перспективы (6, а, с).

Нужна была могучая интуиция ученого, чтобы прийти к подобному выводу. Ведь зрительная информация, связанная с прямкз-

СЕКРЕТЫ ТРЕТЬЕГО

Рксунки и фотомонтаж Г. Г0РДЕЕВОИ

ной диагоналей, не играет существенной роли в восприятии перспективы. Это доказывают опыты художника-психолога Эймса, построившего специальную комнату, где пол и потолок, а также стены не параллельны друг другу. Между тем комната Эймса производит впечатление прямоугольной. Иллюзия настолько сильна, что совершенно одинаковые близнецы выглядят тан, будто они разного роста (рис. 10). Особенно важную роль играет не искаженная психологическими факторами информация о глубине при расшифровке фотографий, сделанных с больших расстояний (рис. 3 и 4). Лунный кратер может кое-кому показаться горой, а горы у Лос-Анже-лоса — впадинами. Здесь может помочь нехитрый прием: рассматривание снимка с надлежащего расстояния и одним глазом (ведь обычный фотоаппарат тоже подобен одноглазому Циклопу!). Тем не менее правильной оценне рельефа может помешать иллюзия, возникающая, например, при взгляде на рис. 2 (снолько кубиков?).

Интересные опыты по выявлению восприятия глубины были поставлены над животными. Одна группа цыплят получала зерно В стеклянной чашке, освещенной сверху, другая — снизу. Через некоторое время цыплятам подсовывали вместо чашки фотографию зерен, половина которых была освещена сверху, а половина снизу. Оказалось, что цыплята первой группы тыкались нлювами в ту половину фотографии, где тени от зерен падали книзу (снимок стоял вертикально), цыплята второй группы — i другую половину фотографин (рис. 5). Перемена полсжения источника света не кграла никакой роли — ведь тень на фотоснимке падала в одну и ту же сторону.

В другом эксперименте крыс сажали на доску, лежавшую на полу, причем по одну сторону доски паркет состоял из мелких клеток, ПО другую — из крупных (рис. 8). Крысы почти всегда сползали на крупные клетки. глали они это, видимо, потому, что большие Клетки казались им более близкими к, следовательно, более надежными. А опыты с «кажущимся обрывом» (рис. 9), проведенные над детенышами различных животных, убедили ученых, что восприятие глубины — врожденное чувство. Эта способность присуща и человеку. Из 36 грудных младенцев только три «смельчака» пошли на зов матери, невзирая на мнимую опасность свалиться в . пропасть» (которая была накрыта стеклом).

До сих пор речь шла об иллюзиях, связанных со стереоскопическим видением плоских изображений. Однако встречаются и такие эффекты, которые вызваны плоскостным восприятием глубины. Когда предмет находится от нас дальше чем в 450 м, параллакс (разница в углах зрения) между правым н левым глазом становится незначительным. И если бы не дымка, которая растворяет цвет н контуры предметов тем больше, чем дальше онк от нас, то наше зрение окончательно утратило бы стереоскопичность на таком расстоянии. То, что голубая дымка усиливает впечатление перспективы, подметил и стал использовать на практике еще великий Леонардо. И все же существует предел, за которым все предметы кажутся равноудаленными от наблюдателя (вспомните звездное небо)). Не кажется ли вам, что знакомые узоры созвездий более близки, чем огоньки у горизонта? Здесь уже физиология нашего зрения отиимает у пространства третье измерение.

Купол неба мы всегда воспринимаем более плоским, чем ок есть на самом деле (11, справа). Именно потому светила у горизонта и кажутся нам значительно крупнее, чем в зените (11, слева). И здесь 1еред нами снова возникает иллюзия перспективы (а вовсе не эффекты, связанные, как многие думают, с преломлением света в атмосфере).

Восприятие глубины и связанные с ним иллюзии составляют интереснейшую область исследования в науке и искусстве.

26