Техника - молодёжи 1986-10, страница 62

Техника - молодёжи 1986-10, страница 62

только с тканью, образованной одной-единственной нитью, иными словами — вязаной

Вероятно, в древности на какое-то время искусство вязания было позабыто или вытеснено изобретением простейшего ткацкого станка. И пересказчики древнегреческого эпоса, художники, изображали Пенелопу не со спицами в руках, а за ткацким станком. Так это или иначе, создавать ткань переплетением одной нити люди, видимо, научились гораздо раньше, чем принято считать (по меньшей мере, в XIII веке до н. э., когда шла троянская война, в которой участвовал Одиссей)

А. КОСТИН, журналист

По примеру короля вязаные чулки носили и в английской армии, естественно, быстро изнашивая их в походах Поэтому постоянно требовалось чудовищное по тем временам количество столь немаловажного предмета военного обмундирования. Такой выгодный заказ перехватило одно из предприимчивых аббатств Видя, как надрываются его собратья по монастырю над подрядом, монах Уильям Ли проявил смекалку и в 1589 году из подручных материалов сконструировал модель первой вязальной машины. После ее проверки кузнецы и плотники аббатства запустили изобретение в «серию».

Вскоре монахи не только снабдили теплыми чулками королевские войска, но стали вывозить часть продукции в Данию и другие страны.

Г. ФРОЛОВ, инженер

тирующей, по сути своей, прослойки английского общества.

Когда по инициативе ряда европейских держав началась подготовка к переходу на новую (метрическую) систему мер и весов (а в Англии был одновременно поставлен вопрос о десятичной системе денежного обращения), некий ревнитель традиций «доброй старой Англии» вы разил в парламенте сожаление, что «20 тысяч честных менял лишатся своего промысла».

Б. С. Якоби — знаменитый русский ученый, академик, деятельный участник международной организации по внедрению новых мер и весов,— касаясь этого «довода» английского консерватора, сравнил деньги с водяным потоком, который служит на благо человечества, но «при хорошем устройстве водопроводов вода перестала бы протекать в землю и, следовательно, перестала бы питать разных червей и гадов, олаженствующих ныне в своем сыром обиталище».

М. ЧЕКУРОВ, инженер

Почтовый ящик

Узкоколейные работяги

Как железнодорожник, повышенное внимание уделяю публикациям «ТМ», посвященным этому виду транспорта.

В заметке электрика А. Семенова «Паровозы-памятники» (№ 3 с. г.) подчеркивалась необходимость отбирать для будущего Всесоюзного музея натурных образцов железнодорожной техники еще действующие тепловозы и электровозы прошлых лет Поддерживая его и других единомышленников сохранения памятников железнодорожного транспорта, думаю, что одним из экспонатов такого музея может стать отечественный узкоколейный тепловоз серии ТУ2.

Эти тепловозы постройки Калужского машиностроительного завода являются основными локомотивами железных дорог с шириной колеи 750 мм. Долгие годы они работают на узкоколейных участках в Казахстане, Литве, на Украине, Южном Урале и в других районах страны. Широко распространены они и в сети детских железных дорог, где подрастающее поколение проходит трудовое воспитание.

Машина ТУ2, то есть тепловоз

узкоколейный, второй вариант разработки, представляет собой локомотив на двух двухосных тележках с электрической передачей постоянного тока, его краткая техническая характеристика: минимальный радиус проходимых кривых — 50 м, масса — 32 т, мощность дизеля при 1500 об/мин.— 300 л. е., мощность главного генератора — 195 кВт, мощность тяговых электродвигателей— 4X55 кВт, диаметр колес — 900 мм, скорость — 50 км/ч, сила тяги при трогании с места — 8500 кг.

Тепловозы ТУ2 на бывшую Литовскую железную дорогу (ныне — Прибалтийская ж. д.) поступили в конце 50-х годов и тем самым открыли новую, более прогрессивную дизельную тягу.

Они зарекомендовали себя прочными и выносливыми машинами как на поездной, так и на манев ровой работе, простыми и удо' ными в обслуживании. Одна их производство давно прекратилось и через некоторое время этих работяг-ветеранов снимут с работы и демонтируют: узкоколейные участки общего пользования будут заменены ширококолейными или вообще ликвидированы.

Р. ПРАСЦЯВИЧЮС, помощник машиниста тепловоза

г. Паневежис

На снимке: тепловоз ТУ2-051. Фото автора

Досье эрудита

автомобильный знак

В 1901 году по улицам Берлина проехал первый автомобиль с номерным знаком. На табличке было изображено три знака: IАI. Машина принадлежала крупному коммерсанту Рудольфу Герцогу.

С ростом числа машин и числа дорожных происшествий возникла необходимость нумеровать автомобили. Прошли годы. И вот на одном торжественном ужине репортеры поинтересовались у Р. Герцога:

— Скажите, какой смысл был заложен в вашем автомобильном знаке?

— Буквы I и А,— ответил бизнесмен,— инициалы моей бывшей невесты — Иоганны Анкер. Теперь она моя супруга. А что касается единицы, то этим я хотел выразить мое чувство к Иоганне. Хотел этим сказать, что она у меня первая и единственная.

Е. БИБИКОВ, кандидат технических наук

Челябинск

Рис. Владимира ПЛУЖНИКОВА

Бывает же такое!

Патенты на спор

Прежде чем стать «прославленным» изобретателем, американец Артур Педриг проработал несколько лет в патентном бюро Прекрасно изучив казуистику

патентных формулировок, он как-то в разговоре с приятелями стал доказывать, что внести в реестр изобретений можно любую чепуху, любую ненужную вещь. Главное — правильно составить заявку и формально

доказать степень новизны, отличие от аналогов, чтобы эксперты не смогли придраться

Педриг на спор заявил, что может запатентовать не менее сотни предметов, которые никогда не найдут практического применения. И действительно, с 1962 года по 1978 год ему удалось получить официальные документы на 162 бессмысленных изобретения. Сюда входит автомобильный руль, который устанавливается на заднем сиденье; велосипед-амфибия для поездок по дну болот; теннисный мяч, который в воздухе получает радиосигналы для изменения траектории полета...

Шутник запатентовал и гигантскую пневматическую пушку, которая стреляет глыбами льда из Антарктиды в районы пустынь с целью их систематического орошения. Ему удалось даже инспирировать статью, где этот химерический проект безудержно восхваляется как «величественный подвиг во имя матери-природы».

Сам Педриг прекрасно понимал всю абсурдность своих уродливых «творений», но, как говорится, вошел в роль, приобрел скандальную славу и тем самым открыл и другим путь к патентованию абсолютно непригодных приспособлений.

Г. МАЛИНИН, инженер