Техника - молодёжи 1987-01, страница 65

Техника - молодёжи 1987-01, страница 65

шие на Земле миллионы лет назад, пришли в Крым по сухопутным «мостам» намного раньше, то есть еще в доледниковую эпоху.

Интересное соображение приводит ленинградский автор А. М. Кондратьев, много написавший о затонувших материках планеты. Анализируя исследования по этому вопросу М. В. Муратова, он пишет: «Понти-да — геологическая суша, существовавшая на месте Черного моря и связывавшая горный Крым с Малой Азией,— если и существовала, то гибель ее произошла задолго до наступления современной кайнозойской эры — десятки миллионов лет назад».

Затонувшие города, о которых упоминает В. Терехов, теперь не только объекты подводных, археологических исследований. Это еще и верстовые столбы времени, которые маркируют былые изменения уровня моря 100, 200, 1000 и 2500 лет назад.

Показателен в этом отношении расположенный в юго-западном Крыму крупный древний город-полис Херсонес (в средние века — Корсунь), портовая часть которого лежит на дне Карантинной бухты. В ходе проведенной в 1982 году при участии автора сейсмоакустической разведки была обнаружена под водой стоявшая когда-то на берегу крепостная стена. То, что она находится на дне, вопроса не вызывает — уровень моря поднялся, и ее затопило. Но вот как объяснить, что два других ряда оборонительных сооружений Херсонеса проходят по нынешнему берегу параллельно друг другу? Почему они стоят на суше и не затоплены морем? Многие археологи и историки задумывались над этой загадкой. Наиболее достоверное объяснение принадлежит • ленинградскому ученому К. Шилику. Он даже ввел в употребление понятие «корсунСкая регрессия» и показал, что за прошедшие века не только поднимался уровень моря, но иногда, например в средневековый период, и падал.

На примере Херсонеса — Корсуни видно, что никакого общего единовременного провала берегов Причерноморья не происходило, а был постепенный подъем уровня моря, который временами даже сменялся его понижением. При этом одна часть суши могла подниматься, а другая рядом лежащая, опускаться.

И все-таки была катастрофа! По всему западному, северному и восточному побережью Черного моря тянется почти непрерывная цепь затонувших древних городов: Одессос, Аполлония, Месембрия, Истрия и Тома и многие другие. Берег, где они стояли,— не тот ли это бывший сухопутный «мост», по которому средиземноморская флора и фауна проникли в Крым? И не та ли это Понтида — черноморская Атлантида, о существовании которой в Причерноморье рассказывают старинные легенды?

62

ЛАВИНА ИДЕИ

Л. А. Ю т к и н. Электрогидравлический эффект и его применение в промышленности. Л., Машиностроение, 1986.

Жидкости почти несжимаемы. Поэтому в них при искровом электрическом разряде происходит преобразование электрической энергии в механическую, а поскольку продолжительность разряда весьма мала, то развиваются высокие и сверхвысокие давления, способные совершать различную работу. Этот метод трансформации электрической энергии в механическую был открыт Львом Александровичем Юткиным в 1950 году и назван им электрогидравлическим эффектом (ЭГЭ).

Действие ЭГЭ подобно действию молота, эффективность удара которого объясняется тем, что медленно накопленная энергия выделяется почти мгновенно. Мгновенная мощность ЭГЭ может достигать сотен тысяч киловатт, так как длительность импульса измеряется микросекундами. ЭГЭ сопровождается инфра- и ультразвуковыми колебаниями значительной интенсивности. Такая «встряска» способна не только измельчать твердые материалы, но и разрывать химические связи. Образовавшиеся осколки молекул — радикалы — затем вновь соединяются, но частично по-новому, образуя новые вещества. Например, ОН образуют Н202 — водород пероксид, растворенный в воде азот — оксиды азота и т. д.

Возможности практического исполь

зования ЭГЭ оказались необычайно большими. Так, в машиностроении и металлообработке ЭГЭ в соответствии с многими изобретениями Л. А. Юткина применяется для очистки поверхности металла от окалины, ржавчины, загрязнений, для штамповки, обжатия, развальцовки, для упрочнения, сварки, для получения порошков металлов и их уплотнения. В горном и строительном деле ЭГЭ может быть применен для бурения, резания и измельчения горных пород, при обогащении руд, даже как гео- и гидролокатор для геологоразведочных работ. Способность ЭГЭ разрушать твердые частицы остроумно использована и в медицине: миниатюрный прибор, введенный в полость мочевого пузыря, измельчает камни в порошок, который выводится мочой. За эту работу в 1981 году Л. А. Юткин был удостоен (посмертно) звания лауреата Государственной премии УССР.

В химической промышленности ЭГЭ целесообразно использовать для получения эмульсий или, изменив условия, для их разрушения — в качестве способа выделения газов, растворенных в жидкостях, и для создания пен.

Лев Александрович разработал грандиозный проект очистки Черного моря от ядовитого сероводорода. Вот сущность этого проекта. Вода Черного моря повсеместно, на глубине более 170—200 м, содержит растворенный сероводород (и соответственно лишена кислорода) — там мертвая зона, жизнь рыб и других животных невозможна. По замыслу Л. А. Юткина, морскую воду закачивают по трубам большого диаметра на поверхность, с помощью ЭГЭ вызывают быстрое выделение из нее сероводорода, который затем, с применением катализатора, сжигают согласно суммарной реакции: H2S + 202=H2S04. Причем тепло, выделяющееся при реакции, расходуют на работу насосов. Таким образом, без затрат внешней энергии мы получим в неограниченном количестве серную кислоту, а Черное море постепенно освободится от сероводородного

К 3-й стр. обложки

ПРОСТО ТАЧКА

Фридрих МАЛКИН,

инженер-патентовед

Вспомним, сколько остроумия, выдумки в конструкциях бициклов, созданных в разные времена. Их не отнесешь к примерам повторения пройденного (см. «ТМ» № 4 за 1977 год, № 5 за 1982 год).

Это в полной мере относится и к своего рода грузовому собрату велосипеда — тачке. Казалось бы, всего-то ящик на колесе! Что еще придумаешь? Рукоятки поудобней? Материалы по

легче, чтобы нагрузить побольше? А вот, смотрите...

Немец Г. Хейер предложил крепить грузовой короб к раме тачки шарнир-но (пат. Германии № 151529, 1904 год, рис. 1). С помощью рычага короб можно переводить в нижнее или верхнее положение. У порожней тачки короб будет опущен — в него легче засыпать лопатой землю. И везти груженую тачку сподручнее, так как центр ее массы расположен низко. Вынесенное вперед колесо придает большую устойчивость. При выгрузке короб приподнимают рычагом. Теперь опорожнять ее намного удобнее.

Еще раньше появился другой вариант т^чки (пат. Германии № 3402, 1879 год, рис. 2). Ее не нужно было наклонять «от себя» — короб специаль-