Юный техник - для умелых рук 1977-09, страница 14

Юный техник - для умелых рук 1977-09, страница 14

i о ещ 11 я

СРЕЗАТЬ

ПРИЩЕПКА И... РАДИОТЕХНИКА. При монтаже радиоаппаратуры часто приходится зачищать концы проводов от изоляции. Радиолюбителя придумали множество способов, как это сделать. Об одном мы уже писали в приложении к «ЮТ» № 12 за 1976 год. На рисунке вы видите еще одно приспособление для зачистки проводов. Им пользуется юный техник из села Батурин Черниговской области Сережа Сафонов.

Свое приспособление украинский школьник сделал из бельевой прищепки И канцелярских кнопок. Он срезал конец прищепки и выпилил надфилем в кнопнах уголки. Затем заточил кромки вырезов и воткнул кнопки в зажимы прищепки, смазав их концы клеем. Получилось удобное, надежное и простое приспособление для зачистки проводов от изоляции.

ВМЕСТО ЦИРКУЛЯ. Если вам понадобилось разметить на листе фанеры или металла несколько концентрических кругов, воспользуй

тесь приспособлением, которое вы видите на рисунке. Его легко можно согнуть из мягкой проволок л 0 2,5 мм.

Чтобы правильно и точно согнуть гнезда для карандаша или чертилки, вбейте в доску несколько толстых гвоздей (расстояние между ними зависит от размеров нужных вам окружностей) и последовательно обвейте их проволокой. Затем согните под прямым углом конец заготовки, заострите его и принимайтесь за размет-ку кругов.

ФОТОКОПИЯ — ЭТО ПРОСТО. Чтобы получить фотокопию чертежей или радиосхемы, вам не обязательно иметь фотоаппарат и пленку. Сделать это можно более простым способом — рефлексной печатью.

Приготовьте чистое зеркальное стекло, фотокюветы для проявителя, воды и закрепителя; пинцет, фотофонарь, свежие растворы стандартного проявителя № 1 и кислого фиксажа, фотобумагу «Унибром» Ия 5 или «Фотобром» N° 5. Осветителем послужит

«ВСЕМОГУЩИЕ» ГАЙКИ. Как бы вы поступили, если бы вам надо было отпилить кусок от металлического прутка? Наверное, зажали бы заготовку в тиски и воспользовались но

жовкой по металлу. А если бы понадобилось укоротить резьбовую

шпильку? Это дело посложнее.

Посмотрите на рисунок. Эта небольшая хитрость поможет вам выйти из трудного положения.

ПРОВОЛОКА 02,5

КАРАНДАШ ИЛИ

любой фотоувеличитель или настольная лампа.

Отберите нужные для когирования материалы, затемните помещение, включите красный свет и приступайте к печати. Положите оригинал на экран увеличителя (или под лампу), плотно прижмите к нему стеклом лист фотобумаги (светочувствительным слоем к оригиналу) и осветите его сверху сквозь подложку на 5 — 8 с. Потом обработайте засвеченную фотобумагу в проявителе, сполосните ее в воде и закрепите в фиксаже. Получится бумажный негатив. Промойте его, просушите и можете печатать с негатива любое количество копий-позитивов, повторив процесс рефлексной печати и заменив оригинал негативом.

Пользуйтесь только свежими растворами

проявителя и фиксажа. Будьте аккуратны, правильно подбирайте выдержку при засветке и плотно прижимайте фотобумагу чистым стеклом к оригиналу или негативу.

Освоив это дело, вы сможете сделать фотогербарий для школьного кабинета биологии, напечатать этикетки для химических реактивов, оформить викторину или стенгазету, изготовить пригласительные билеты на школьный вечер.

IIo просьбе и и м am f леи

ОТЛИВКА

Если бы занимаетесь лепкой из пластилина и глины, то хорошо знаете достоинство этих материалов: они обладают высокой пластичностью. Но вместе с тем у них есть свои недостатки: законченные работы из глины очень хрупки и боятся влаги, а пластилиновые фигурки нельзя хранить в теплом помещении — от тепла они становятся так мягки, что нередко теряют свою первоначальную форму. Поэтому очень часто удачные работы бывают обречены на неминуемую гибель. А можно ли избежать этих недостатков и сохранить наиболее удачные свои работы! Оказывается, можно. Для этого надо делать отливки из гипса. И при этом помнить, что лепные работы с множеством мелких деталей, плохо связанных с основной формой, трудно поддаются формовке и отливке.

Для формовки и отливки используют формовочный или строительный гипс. Его замешивают мутовкой в деревянной или эмалированной посуде — гип-совке — или, еще лучше, в посуде из эластичной пластмассы или толстой резины. Например, простейшую гипсовку можно сделать из полусферы старого резинового мяча, если укрепить ее на проволочном каркасе. Из эластичной гмпсовки очень удобно удалять остатки засохшего гипса: достаточно нажать на стенки гипсовки, и гипс легко отстанет.

Хороший раствор можно получить, если смешать семь весовых частей воды с десятью частями гипса. При замешивании раствора гипс засыпайте в воду, а не наоборот. Готовый раствор употребляйте немедленно. Помните, что свежеприготовленный раствор только в течение 2,5 мин сохраняет необходимую для работы текучесть. Через 7— 8 мин он уже теряет пластичность, а через 15—20 мин затвердевает полностью. Процесс затвердевания гипса необратим, поэтому разводить водой загустевший гипс не пытайтесь. Замешенный на теплой воде, он затвердевает еще быстрее.

Качество гипса вы. можете определить так: налейте немного гипсового раствора на стекло. Когда гипс застынет, отделите его от стекла и на гладкой стороне проведите кончиком ножа ровную царапину. А потом попробуйте кусок гипса разломить на две части. Гипс хорошего качества разломится точно по намеченной линии. Плохой, как правило, раскрошится.

Перед началом формовки модель необходимо специально обработать. Если формовке подлежит модель из эгли-на или пластилина, то покройте ее одним слоем шеллачного лака. После того как лак высохнет, нанесите тонкий

14