Юный техник - для умелых рук 1985-06, страница 2

Юный техник - для умелых рук 1985-06, страница 2

Он целиком выполнен из подручных материалов и времени на изготовление требует не больше часа. Самое трудное — регулировка. Но если все выполнено по нашим рекомендациям, модель будет хорошо летать. Увеличение размеров крыла по размаху и по хорде нисколько не скажется на прочности. Поэтому модель можно смело увеличить в полтора, даже в два раза. Есть у нее еще одна особенность, характеризующая ее аэродинамические качества. Обратите внимание на профиль крыла. Его необычно большая вогнутость увеличивает подъемную силу. Вот почему при заданных размерах и массе примерно в 60 г ее летные показатели в два раза лучше, чем у спортивной модели того же класса. Запущенная с помощью леера длиной 30... 40 м, она продержится в полете более сотни секунд.

Модель планера задумана разборной. Она составляется из трех частей: крыла, стабилизатора и фюзеляжа. Так удобней ее хранить и транспортировать в бумажном или полиэтиленовом пакете.

А теперь познакомимся с технологией изготовления. Положите на стол лист ватмана. Вычертите на нем в натуральную величину контуры стабилизатора 1 и крыла 5 по размерам, указанным на рисунке. Не забудьте дать припуски на сгибы. Затем острыми ножницами вырежьте заготовки. Следите за тем, чтобы они случайно не помялись. Чтобы придать крылу необходимую кривизну, заготовки следует с усилием протянуть через край стола. Делается это так. Положите заготовку на стол, чтобы передняя кромка была параллельна краю. Левой рукой слегка прижмите ее к ■немш^^нвмпгз^заЕмйш

крышке стола, а правой потяните вниз, заставляя бумагу изгибаться о край. Эту операцию повторяют несколько раз, постепенно увеличивая угол изгиба. Затем легким нажатием внешней стороной кончика ножниц продавите на заготовках стабилизатора и крыла линии сгиба. Крыло и стабилизатор готовы.

Далее вырежьте две бумажные заготовки для нервюр 6 и одну для нервюры 7. Придайте им форму, как показано на рисунке. Смажьте их канцелярским клеем и приклейте к крылу. Клеевое соединение деталей получится более прочным, если места склейки по всему периметру прихватить булавками. Не рекомендуем окончательно приклеивать нервюры 6, если центральная часть крыла перекошена. При вклеивании нервюры 1 обратите внимание на нижнюю плоскость крыла — она должна быть идеально ровной. Чтобы не допустить коробления заготовок, булавки после склейки вкалывайте только сверху. После склейки нервюр сразу же положите крыло нижней поверхностью на стол. Законцовки на крыле следует изготовить, не изгибая бумагу. В противном случае они не получатся прочными, и тогда потребуется дополнительно усиливать их с помощью бумажных прокладок. Стабилизатор 1 собирают из двух заготовок, предварительно согнув край одной из них, как показано на рисунке. Переднюю кромку загнутого края приклейте и прижмите к ровной поверхности небольшим грузом.

Фюзеляж изготавливается из одной деревянной рейки сечением 8Х Х8 мм квадратного или круглого сечения. Концы следует остругать острым ножом на конус. Готовый фюзеляж на

до зачистить наждачной бумагой. Надетые на фюзеляж стабилизатор и крыло не должны прокручиваться. Чтобы этого не происходило, трубки из бумаги следует скрутить и склеить на заготовке квадратного сечения. Лучший материал для трубок — тонкая тетрадная бумага. Предварительно бумажные заготовки 2 и 8 формуют, плотно закатав их на концах рейки. Затем, прижимая трубку пальцами, разверните ее на 2— 3 оборота и, смазав клеем, вновь закрутите. Заготовку замотайте нитками или резиновой лентой до полного высыхания клея. Потом наждачной бумагой необходимо зачистить жесткие от клея края. Готовые трубки вклеивают в крыло и стабилизатор. Отверстия для этих трубок предварительно прокалывают острым карандашом в местах, показанных на рисунке.

Чтобы обеспечить полет модели, сразу после сборки необходимо выполнить следующее условие. Плоскость стабилизатора должна быть наклонена по отношению к нижней плоскости крыла под углом 3...5 Вот почему вклеивание трубок в крыло и стабилизатор необходимо провести как можно аккуратнее. Если же у вас все же получились некоторые расхождения, поправьте их, согнув рейку фюзеляжа. Конечно, для полной доводки модели потребуется более тщательное регулирование положения изогнутого, относительно крыла и стабилизатора, фюзеляжа.

В полете модели схемы «утка» склонны кабрировать, то есть задирать нос, что приводит к увеличению сопротивления и падению скорости.

В таких случаях либо изменяют угол установки стабилизатора относительно крыла, либо уменьшают площадь стабилизатора, подрезая его ножницами, либо слегка отгибают законцовки вверх.

Центр тяжести планера должен находиться впереди передней кромки крыла. Поэтому, если потребуется, на носовой части фюзеляжа прикрепите дополнительный грузик — кусочек пластилина. Необходимую центровку модели проводите, запуская ее с рук. Если планер круто пикирует, то нужно увеличить угол установки стабилизатора или уменьшить массу груза. Если модель хорошо планирует, можно приступать к ее запуску на леере. Для этого с помощью ниток и клея установите на фюзеляже крючок 4. А чтобы модель летала кругами, отрегулируйте угол наклона оперения крыла.

А. ВИКТОРЧИК, инженер

ные диски — в базу К, синие — в базу С. При этом они не должны касаться ограничительных линий. Игрок «красных» встает в город (позиция его обозначена значком К) и с помощью клюшки скользящим броском посылает свой диск из базы в мишень у 2-го города, стараясь попасть в ячейку с наибольшим числом очков. Перед броском разрешается перемещать диск клюшкой е пределах базы, но диск не должен касаться ее ограничительных линий. За нарушение этого требования — штраф 10 очков, диск снимается с поля, а ход достается противнику.

Броски делаются поочередно, причем свой бросок можно выполнять только после полной остановки диска против

ника. Штраф за нарушение этого правила — 10 очков, а диск игрока, нарушившего его, также удаляется с поля.

Касание или сталкивание дисков в поле не является нарушением. Наоборот, это придает игре остроту, особенно если вам удастся выбить диск противника из ячейки с большим числом очков, а свой поставить на его место.

В этой игре есть еще три важных правила. Первое — игрок во время броска должен находиться в городе и не заступать за его границы.

Второе — диск после броска не должен подскакивать или катиться, а должен скользить по площадке. За нарушение этих правил команда штрафуется 5 очками, диск снимается с поля, а

право очередного броска переходит к противнику. Третье правило — брошенный диск должен пересечь «мертвую зону», иначе он также снимается с поля, а команда штрафуется 5 очками. Чтобы не сбиваться при подсчете штрафных очков, оштрафованные диски складываются в соответствующие клетки штрафной площадки.

Очки каждой команды подсчитыва-ются, когда все 8 дисков разыграны. Начисляются они по той ячейке, в которой находится центр диска. Из полученной суммы вычитаются штрафные очки. На этом заканчивается первый полураунд.

Второй полураунд разыгрывается из 2-го города, причем начинают «синие».

2