Техника - молодёжи 1945-09, страница 22

Техника - молодёжи 1945-09, страница 22

При кем всегда была книга в сером переплете, с красным корешком. В годы семинарского ученичества он не расставался с ней. Носил ее подмышкой во время прогулок, на уроках прятал под партой, а в перемены просиживал с ней I де-нибудь на подоконнике в отдаленном углу. И когда он раскрывал ее, неведомый, чудесный мир распахивал перед ?шм свои двери, его обступали незнакомые вещи, обладающие поразительными свойствами, и многие необъяснимые явления обыденной жизни получали вдруг -интереснейшую разгадку. Это была книга французского автора Гано— «Популярная физика», переведенная на русский язык. Ее пятьсот страниц убористого текста являлись для юного Попова источником бесконечных откровений, как бы второй, вольной школой», в которой он самостоятельно обучался тому, чего нехватало ему в семинарии. Здесь он узнал о связи между магнетизмом и электричеством, о действии токов на магниты и магнитов на электрические токи. Он узнал об устройстве электромагнита и электрического телеграфа с пишущим аппаратом Морзе. Он прочел здесь описание опыта с наведенными токами, когда электрическая энергия передается на расстояние от одного мотка проволоки к другому. Он узнал, что этот закон электромагнитной индукции открыл гениальный самоучка Фарадей, сын лондонского кузнеца. Ему рассказали здесь, как устроена на этом принципе индукционная спираль Румкорфа, рождающая электрические 'искры.

В этой книге ничего не говорилось о возможности, хотя бы в будущем, телеграфирования без проводов. Об этом автор «Популярной физики» не смел еще и мечтать, считая проволочный телеграф Морзе последним чудом техники. Разумеется, ничего не было сказано здесь и об открытии Максвелла, о его теории электромагнитных волн. Когда писалась эта книга, Максвелл еще не публиковал .результатов своих работ. О его волнах пока лишь глухо говорили в замкнутой среде наиболее близких к нему ученых. И чтобы понимать их, надо было владеть языком высшей математической физики. А Попов в то время проходил только азы общего образования.

Но уже тогда в нем обнаружилась другая черта, без которой мы никогда бы не услыхали о Попове как об .изобретателе радио. Он умел не только думать и размышлять. Он умел и любил делать, мастерить. Приезжая на летние каникулы домой, он не только ловил бабочек и жуков на лугу, -

Он ycTpauouei ни руне икс запруду и ставит

яе только ходил за грибами или на рыбную ловлю, а непременно бежал на рудный . двор, рядом с "поселком, в кузницу, в ремонтную мастерскую и там подолгу наблюдал за действием различных машин* станков,. подъемных шахтных механизмов, с восхищением смотрел, как ловко орудуют инструментами рабочие. И нередко упрашивал кого-нибудь позволить ему самому покрутить что-нибудь, постругать, попилить, зажать в тиски. Рано научившись плотничать и столярничать, он придумывал для своих детских забав всевозможные технические игрушки.

Он устраивает на ручейке запруду, ставит на. ней работающую модель водяного колеса и с помощью приводных ремней через систему колесиков заставляет двигаться, крутиться и вертеться крохотные самодельные машины, насосы, подъемники. От инженера, работающего на руднике, он узнает впервые об устройстве электрического звонка, которым только начали гордиться в наиболее крупных городах, И Попов сам делает такой звонок, в котором электромагнитом служит простая катушка из-под ниток, замененных проволокой. с пучком булавок вместо сердечника, а банками гальванической батареи являются бутылки с отбитым горлышком. Он изготовляет акустический телефон из длинной крученой нити и двух коробочек, обтянутых пузырем, и повергает своих сестриц в величайшее изумление, когда они, приложив коробочку к уху, услышали издалека ставший глухим и хриплым голос Саши, как бы копошащийся где-то за пузырчатой перепонкой.

Однажды он задумал устроить электрический будильник, приспособив свой звонок к старинным часам-ходикам, у которых гиря висела на тонкой медной цепочке. Опустившись до назначенного уровня, гиря касалась металлического штыря и замыкала контакт, — электрический ток устремлялся от батареи бутылок через цепочку в катушку звонка, и тот громким сигналом возвещал по утрам, что изобретателю уже пора вставать.

Но вот странное дело. Будильник принимался вдруг трезвонить совсем не в то время, когда ему полагалось. Тщательная проверка всего устройства не обнаружила ничего подозрительного. Все было в исправности. А будильник Продолжал время от времени подавать непонятные сигналы. Происходило это большей частью во время грозы, когда поблизости сверкала молния и ударял гром. Но какая могла бить

на ней работающую модель водяного колеса.

% I

20