Техника - молодёжи 1977-04, страница 66

Техника - молодёжи 1977-04, страница 66

ЕВГЕНИИ КОЧНЕВ инженер

Потомки «костотряса»

И 1-й стр. обножки

История велосипеда начинается с 1801 года, когда русский крепостной рабочий Е. Артамонов придумал, построил и успешно опробовал двухколесную одноколейную повозку. Ее диковинный вид и сейчас поражает воображение: спереди — огромное приводное колесо с педалями, сверху — жесткое сиденье наподобие скамейки, сзади — махонькое поддерживающее колесико. Как ни странно, на столь громоздкой и довольно тяжелой машине Артамонов добрался с родного Урала до Москвы и вернулся обратно, проделав путь более 1000 км!

Увы, как, и многие другие, это изобретение (и, в частности, идея использования педалей) было похоронено в архивах царской администрации. В результате развитие велосипеда задержалось на полвена!

Итак, все началось заново. В 1815 году немецкий изобретатель Карл Фридрих фон Драйз соорудил двухколесного «коня» (см. рис. 1 на 3-й стр. обложки). Ездок оседлывал его, словно взаправдашнего, и, отталкиваясь от земли ногами, сам «скакал» по дороге, иногда со скоростью до 14 км/ч. Для предохранения обуви к подошвам прикреплялись стальные пластины. Официально повозка именовалась «беговая машина» или «дрезина» (от имени изобретателя). Однако в народе ее метко прозвали «костотрясом» — ведь деревянные колеса, обитые железом, и жесткая подвеска «седла» прекрасно передавали все неровности пути.

Особого распространения «косто-трясы» не получили, разве только до середины XIX века использовались на различных празднествах — своего рода «человеческих бегах». Для пущей привлекательности их разукрашивали, золотили, снабжали роскошным седлом для ездока, а то и креслом для пассажира, закрепляли на руле муляж лошадиной головы (рис. 2). Конечно, одному человеку трудновато управлять такой машиной, сохранять равновесие и мчаться с приличной скоростью. По

этому появились трехколесные «ко-стотрясы», рассчитанные на нескольких ездоков. Однако никакие усовершенствования не могли обеспечить будущего столь примитивной машине, и она канула в Лету, ocfaene о себе след в виде детского самоката.

Толчком к дальнейшему развитию велосипеда послужили сконструированные в 1850 году немецким механиком Филиппом Фишером педали для привода колеса. Спустя пять лет француз Эрнст Мишо смонтировал такие педали на переднем колесе «костотряса» и назвал модернизированную машину собственно «велосипедом», что в переводе с латинского означает «быстрые ноги». Об аналогичной повозке Артамонова 54-летней давности все забыли, и изобретателем велосипеда стали считать Мишо, который предусмотрительно запатентовал свое детище. Эта машина уже содержала все основные элементы современного «велика»: два колеса почти одинакового диаметра, жесткая рама, педали, ручной тормоз на заднее колесо, руль — только все из дерева. «Нео-костотряс» Мишо экспонировался на Международной выставке в Париже в 1867 году, но не был признан широкой публикой. Однако энтузиасты техники подхватили новинку, и вскоре, как грибы после дождя, появляются одна за другой оригинальные конструкции. В конце же XIX века разразился целый велосипедный бум — увлечение новым средством транспорта стало поистине модным. Предприниматели быстро оценили ситуацию, и с 1885 года английская фирма «Ровер», а затем и другие европейские компании наладили серийное производство велосипедов.

Поскольку на машине Мишо педали прикреплены непосредственно к колесу, ездоку, чтобы развить бо-лее-менее высокую скорость, приходилось вращать их с бешеной частотой. При такой нагрузке долго не продержишься. Требовалось каким-то образом устранить этот недостаток. Самое простое решение — увеличить диаметр приводного колеса. И вот по иронии судьбы эволюция велосипеда замкнула круг — заводы начали выпускать конструкции, похожие на повозку Артамонова как две капли воды. Эти машины, прозванные «пауками» (рис. 3), пользовались большим спросом в конце 80-х годов. На них устраивались даже гонки на сотни километров. Однако, несмотря на популярность, «пауки» обладали целым рядом минусов: во-первых, они были весьма неустойчивы и плохо управлялись, во-вторых, сесть на такую машину без посторонней помощи мог лишь спортсмен, и, наконец, так как размер приводного колеса ограничен длиной ног ездока, на них не

удавалось достичь значительных скоростей.

Между тем одновременно с «пауками» появились конструкции, где проблема привода была решена гораздо эффективнее и остроумнее. Например, американец Альберт Поуп смонтировал на раме зубчатую коническую передачу с карданным шарниром, которая увеличила передаточное отношение от педалей колесу — теперь заднему, как у современных велосипедов. (Кстати, подобные передачи сейчас устанавливаются на мощных мотоциклах.) Его машины марки «Колумбия» выпускались в различных вариантах с 1878 года.

Не меньший успех выпал на велосипеды с рычажно-педальным приводом (такие приводы ныне стоят на детских педальных автомобильчиках). Первый представитель этого семейства (с обычной кривошипной системой) был построен шотландцем Макмилланом еще в 1839 году, то есть до изобретения Фишером колеса с педалями. А один из последних — велосипед «Свеа» — продавался в магазинах даже в начале нашего века. Здесь использовался уже (комбинированный рыча-жно-цепной привод: ездок поочередно нажимал ногами на рычаги-педали, /к которым были прикреплены роликовые цепи. Те, в свою очередь, поочередно передвигали на небольшой угол звездочки заднего колеса, толчками передавая ему вращательное движение.

Любопытна конструкция и английской трехколесной машины «Рудж» (1888 год). Ездок размещался на низком сиденье между высокими задними колесами и руками двигал длинные тяги, которые с помощью кривошипов вращали колеса. Его действия очень напоминали действия лодочника. Это навело изобретателей на мысль создать подвижные тренажеры для гребцов. Так, в 1930 году была выпущена целая серия четырехколесных одно-двухместных велосипедов «Сухопутный скиф» (рис. 4) с таким же ручным приводом. Они применялись не только для тренировок, но и для дальних путешествий. Спортсмены развивали на них скорость до 40 км/ч.

Пожалуй, стоит еще упомянуть о французском трехколесном велосипеде «Валер» (конец прошлого века). Ездок орудовал всеми четырьмя конечностями: ногами вращал педали с цепным приводом на задние колеса, а руками перемещал рычаги, которые посредством тяг и кривошипов крутили ось тех же колес. При желании обе системы привода могли работать отдельно.

К сожалению, велосипеды с рычажно-педальным приводом неспособны достаточно быстро двигаться,

1974