Техника - молодёжи 1994-10, страница 62

Техника - молодёжи 1994-10, страница 62

Однажды... НЕПОНЯТЛИВЫЙ НАБОРЩИК

Французский географ конца XVIII века Мальт Брюн включил в рукопись своего труда описание некоего горного плато, высоту которого он определил в 36 тыс. шагов. Получив же корректуру, обнаружил, что наборщик ошибся — прибавил к этому числу нуль, отчего появилась нелепая цифра: 360 тыс. шагов Ученый жирно и размашисто зачеркнул лишний нуль но в следующей корректуре вместо исправленной была поставлена новая величина — 36 млн. шагов. Разгневанный автор на полях гранок написал: "36 миллионов шагов! Требую, чтобы было 36 тысяч! Скоты!"

Наконец книга вышла, и Мальт-Брюн прочитал: "Плато, где живет 36 тысяч коров, достигает в высоту 36 миллионов шагов"...

P.S. Сколько раз, подготавливая заметки в "Клуб "ТМ", приходится убеждаться: видимо, есть ситуации, которых не касается время Вот и в данном случае ведь и мы неоднократно сталкивались с такими наборщиками Среди них особенно запомнился один — недавний десятиклассник, склонный к пикантному юмору. В верстке журнала, вплоть до последней корректуры, он упорно вставлял вместо "антистоксовской" люминесценции "антисоветскую", а "самоделку" заменял "самоцелкой". Только после сурового, мужского разговора он наконец-то осознал, что его шутка грозила редактору немедленным увольнением с "волчьим билетом" (дело было в разгар застойного периода).

ЛУЧШЕ УЖ ПЕРОМ!

После того как оружейный завод Фило Ремингтона освоил серийное производство первых пишущих машинок, его владелец презентовал новинку, для рекламы, знаменитому Марку Твену, который опробовал ее при работе над бессмертными "Приключениями Тома Сойера". Но рекламы не получилось писатель поспешил вернуть подарок. Когда репортеры поинтересовались у Твена, чем вызван такой странный шаг, он признался:

— Печатала машинка отлично и споро, но все друзья и знакомые задавали столько вопросов о принципе ее действия и преимуществах перед пером, что я испугался — у меня же не будет времени для работы над следующим романом!

P.S. В подобной ситуации оказались и наши редакторы, когда перешли на набор текстов и их редактирование с помощью предоставленных, в порядке рекламных образцов, компьютеров "Энтерпрайз". Вернее, те, которые первыми освоили невиданную дотоле технику, — коллеги просто не давали им работать, беспрес-

танно выспрашивая какую и вслед за какой кнопку нажимать. Однако мы не вернулись к пишущим машинкам — просто наняли специалиста, который и взялся за компьютерный ликбез любопытствующих я

Сочинение на тему... ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИЗОБРЕТАТЕЛИ-ПИОНЕРЫ

В числе благодетелей человечества, одаривших его чудесами техники, особенно высоко вознесены изобретатели-пионеры — люди, чьи творения были не мелкими усовершенствованиями в уже существующих областях, а невиданными дотоле устройствами, положившими начало новым отраслям промышленности. Среди таких благодетелей называют обычно автора более 1000 патентов Т.Эдисона изобретателей самолета братьев Райт, создателей кино братьев Люмьер, разработчика безопасной бритвы Жиллета и др.

Знакомясь с биографиями столь выдающихся деятелей, нельзя не заметить: многие из них не имели технического образования или трудились в областях далеких от их изобретательских интересов Тем удивительнее, что они достигли успехов и славы, которые и не снились профессиональным инженерам и конструкторам. Это породило даже теорию, будто техническое образование и специализация зашоривают человека препятствуют раскрытию его творческих способностей и в известном смысле, приносят едва ли не вред!

Однако, присматриваясь к детищам изобретателей-пионеров, нельзя не заметить: они весьма быстро заменяются другими, более совершенными устройствами. Возьмем того же Эдисона Век назад его имя гремело по всему свету. Но что осталось, что дошло до

нас от его многочисленных придумок? Смешно сказать, только полукруглая резьба на цоколях электроламп! Скажут это естественно; ведь техника шагнула далеко вперед, появились новые материалы новые методы обработки, новые технологии Могу возразить: несмотря на стремительный прогресс в той же электротех

нике, есть немало изобретений, которые, сделанные при Эдисоне, практически в неизменном виде сохранились и поныне. Например, всем известный электросчетчик угольные щетки для электромашин и наборные сердечники трансформаторов из тонких железных пластин (для снижения потерь на токи Фуко) были разработаны современниками Эдисона — талантливыми инженерами Элиху Томсоном, ван Де-поле и Аптоном.

Схема самолета братьев Райт оказалась неспособной к дальнейшей эволюции, и ей на смену почти сразу же пришли более удачные конструктивные решения, наиболее перспективным из которых оказался моноплан инженера-ме-ханика Блерио. Именно его схема смогла развиваться дойти до наших дней!

Изобретение Жиллета — коммивояжера, любительски занявшегося изобретательством, — почти 10 лет провалялось никому не нужное, пока за дело не взялся инженер-технолог Никерсон: разработал конструкцию станка, провел опыты по выявлению наилучшего размера и формы лезвия, создал приспособления для массового производства лезвий. Лишь тогда безопасная бритва завоевала мир, а имя Жиллета вот уже несколько десятилетий красуется на рекламных щитах и журнальных обложках.

Эти да и многие другие примеры наводят на мысль что механизм продвижения изобретений в жизнь гораздо слож нее, чем сие живописуется в нравоучительных книгах о жизни замечательных людей. Оказывается, мало выдвинуть техническую идею. Она может быть "потреблена", использована практически, только после того как будет воплощена в доступную для производства конструкцию И сделать такое не может никто, кроме про

фессионального конструктора, от таланта, опытности и квалификации которого судьба новинки зависит не меньше, а то и больше чем от самого изобретателя пионера.

Но как последний может побудить профессионала заняться разработкой чужой идеи? Тот ведь никогда не сидит без дела, ему всегда найдется работа в уже существующих, солидно поставленных областях техники. А поэтому он не очень-то расположен бросить проектирование, допустим, паровозов ради самолетов, которые еще не известно, способны ли летать. Увы, изобретателю-пионеру ничего не остается, как начать конструировать самому. И поскольку он всегда плохой конструктор (иначе не был бы пионером!), из его рук выходят нелепые, безграмотные машины. Они не взлетают, часто бьются, гробят пилотов, но вот, наконец, одна из них кое-как преодолевает несколько десятков метров над землей. В прессе поднимается шум, который привлекает внимание профессионала. Увидев самолет-каракатицу, сделанную в нарушение всех правил, он удивляется: "Кто же так делает? Надо по-другому!"...

И тогда в результате второго приступа появляется добротная конструкция, пригодная к дальнейшей эволюции и совершенствованию. Таким образом, роль изобретателей-пионеров не техническая а социальная: они нужны только для того, чтобы привлечь к новому делу внимание конструкторов! ■ Г. Смирнов, инженер

Параллели ЛЬСТЕЦЫ И ВЛАСТИТЕЛИ

При дворе французского короля Людовика XIV — того самого, который изрек незабываемое: "Государство — это я", — искусство лести достигло высокой утонченности. Например, когда начальник кадетской школы проведал о предстоящем посещении его заведения монархом, он проявил завидную смекалку Зная о странной привычке Людовика XIV при любой возможности примерять очки он как бы случайно оставил их на видном месте рядом с затейливо исписанной бумагой. Ожидания начальника вполне оправдались. Венценосец клюнул на приманку — тут же стал проверять, не лучше ли лежавшие очки его собственных, для чего принялся читать оказавшуюся кстати бумагу. А на ней был не простой текст — очередной панегирик "королю-солнцу". Что послужило тому причиной, мы можем только догадываться, но на сей раз он скептически отнесся к чрезмерной угодливости. "Нет такие очки мне не подходят, — сказал Людовик XIV, — они слишком увеличивают!"

Достойную отповедь льсте

Техника-молодежи 62 0 ' 9 4