Техника - молодёжи 1954-04, страница 34

Техника - молодёжи 1954-04, страница 34

на вагонетках — в распиловочный цех.

Блок поступает на рамную глыбовую пилу. Рабочий-рамщик закладывает его на основание рамы, закрепляет цепью или тросом, привычным движением руки включает мотор. Деревянная рама пилы начинает раскачиваться в горизонтальном направлении. Стальные полотна вгрызаются зубьями в камень, с характерным шелестящим звуком перепиливают его.

Заготовки для плоских изделий — поддонов письменных приборов, пепельниц, пресспапье и других — идут на многополотиую пилу, похожую на глыбовую рамную пилу, но только с большим количеством полотен.

Многополотная пила выпускает каменную «фанеру», которая передается потом на ленточную пилу.

В заготовках, выполненных на ленточном станке, уже выясняется форма будущих изделий. Разметчица карандашом по шаблонам размечает на каменной фанере, какой формы и величины должно быть изделие. Соответственно этой разметке на ленточном станке и выпиливаются нужного размера плитки.

Затем эти плитки поступают на фрезерный станок (в камнерезных артелях его называют, цилиндрическим рашпилем). При помощи фрезы — вращающегося стального цилиндра с насечкой — производится обдирка плиток, выравнивание их до нужного размера.

В том же распиловочном цехе начинается обработка и будущих «круглых» изделий — чернильниц, пепельниц, вазочек, бокалов, головок для пресспапье — на пустотелом сверлильном станке. Пластина, обработанная на глыбовой пиле, подвергается сверловке посредством пустотелого сверла с нарезанным, как у пилы, зубом. В результате получается каменный цилиндр.

КАМЕНЬ ОЖИВАЕТ

В самом центре села Ключики Вторые расположено просторное и светлое, с большими окнами, здание. В нем находятся основные цехи завода — токарный, резной, шлифовальный, полировочный, парафннка, экспериментальная мастерская, склад полуфабрикатов, отдел технического контроля.

Цилиндры, сделанные на специальном сверлильном станке, поступают для дальнейшей обработки в токарный цех. На правый конец вала токарного станка навинчивается деревянный патрон с заготовкой из камня. Токарь включает электрический мотор и обрабатывает изделие стамеской с напаянной на конце пластиной из быстрорежущей стали.

Полуфабрикаты после фрезерного станка обрабатываются на дисковом рашпиле. При вращении диска производится обдирка торцовой поверхности изделий.

Прежнюю тяжелую я длительную долбежку стамеской — для выборки камня в пустотелых изделиях — ныне заменила обработка сферической фрезой, шарошкой — шариком с насечкой. Шарошка применяется для выборки камня в лампах-ночниках, в вазах и других вещах. Профильная фреза придает красивый профиль краям поддона для письменных приборов, жолобная — производит углубления.

На сверлильном станке высверливают сквозные отверстия, например для болта в головке пресспапье.

32

После предварительной обработки на тех или иных станках камень переходит в резной цех. Теперь это не бесформенный кусок камня: в нем уже отчетливо проступают окончательные формы будущего изделия. В таком виде попадает камень-полуфабрикат в руки художника-резчика.

В дореволюционное время каждый кустарь-одиночка самостоятельно искал сырье для своих изделий, добывал его и привозил к себе во двор. Он сам обтачивал, сверлил, резал камень, сам ремонтировал инструменты — словом, был распиловщиком, токарем, слесарем и в то же время мастером-резчиком. В маленькую пыльную каморку кустаря, заваленную глыбами камня, по существу были втиснуты все цехи сегодняшней фабрики. Драгоценное время опытного мастера уходило на различные подготовительны е работы.

Ныне мастера-камнерезы занимаются только окончательной «доводкой» изделия. Все подготовительные операции, как мы видим, выполняются в специальных цехах фабрики.

Резной цех — это сердце всего производства. В руках талантливых, опытных мастеров «оживает» камень, превращается в законченное художественное произведение.

В большой светлой комнате—ряды длинных низких столов. За ними, на мягких табуретках, сидят рабочие.

Молодая резчица из экспериментальной мастерской завода Зина Зубарева работает над деталью письменного прибора из ангидрита. В правой руке ее — стамеска. Длинная ручка упирается в правое плечо девушки. Под нажимом стамески камень раскалывается, срезается, на нем появляются очертания фигуры Через некоторое время на гладкой пластинке уже отчегливо вырисовываются звезда, серп и молот, дубовая и лавровая ветки... Еще немного времени — и перед нами готовая художественно исполненная стенка письменного прибора. Она точно соответствует модели.

Резчику необходимо обладать художественным чутьем, твердой рукой и быть внимательным. Дрогнула, соскользнула, сделала неправильное движение рука, получилась не та линия — изделие испорчено. Резчик должен хорошо изучить приемы этого мастерства, хорошо узнать самый камень.

Вот чудесная статуэтка «Полярный медведь», имеющая около V2 м в длину, Ча м в ширину, сделанная старым мастером Иваном Федоровичем Ба-лахнииьш. Медведь словно только что вышел из воды: длинная белая, с желтизной, шерсть его лоснится и

блестит. Между передними лапами он зажал беспомощного детеныша тюленя. Стоит медведь на прозрачной, отливающей синевой льдине.

Опытный мастер сумел тонко подобрать тона и расцветку камня, смог в белой глыбе ангидрита рассмотреть и желтоватую прожилку, превратившуюся на изделии в полоску тени, и легкую градацию оттенков, так оживившую всю фигуру медведя.

В резном цехе есть отделение поточного метода: семь человек делают письменный прибор. Один специализируется на изготовлении подставки, другой — чернильниц, третий — бокалов, пресспапье и т. д. При поточном методе намного повышается производительность труда резчиков.

Из резного цеха изделия выходят с некоторыми шероховатостями и неровностями. Задача шлифовального и полировочного цехов —- устранить эти дефекты, сделать изделия гладкими и блестящими.

Раньше шлифовка производилась только вручную. В наше время ручную шлифовку проходят лишь изделия с более сложными очертаниями. Посетитель, впервые попавший в шлифовальный цех, с удивлением видит в руках шлифовальщиц пучки какого-то растения.

Это хвощ, хорошо очищающий камень и не дающий царапин.

Цех ручной полировки издавна выработал свою «технику». У каждой из работниц на правой руке, особым способом переплетаясь между пальцами, надета чистая холщовая тряпочка. Перед полировалыцицей на столе чашечка с мыльной водой и рядом, в коробке или на бумаге, насыпана известь-пушонка. Работница макает тряпочку в мыльную воду, затем в известь и трет изделие, в результате чего оно приобретает красивый блеск — «полир».

В последние годы внедряется механическая шлифовка и полировка изделий. Шлифовка производится при помощи суконного круга, на который наносится сметанообразная кашица из пемзы. Шлифовальщица держит в руках изделие и прикасается им к вращающемуся кругу.

Механическая полировка производится на этом же станке. На шпиндель навертывается деревянная бак-луша, обтянутая шубным лоскутом-мехом внутрь. Поверхность его смазывается мыльным раствором с известью. Станок приводится в действие, и изделие прикладывается к вращающейся баклуше.

После полировки изделия поступают на па рафинирование—помещаются в горячую печь, а затем покрываются расплавленным парафином. Парафин заполняет поры камня, делает его влагонепроницаемым и прочным, усиливает его блеск.

Ординский завод за высокие производственные показатели и систематический выпуск продукции отличного качества удостоился диплома третьей степени.

Старшее поколение камнерезов передает талантливым молодым мастерам свои «секреты», унаследованные от отцов и дедов. Творчество камнерезов, превращающих невзрачные каменные глыбы в замечательные художественные изделия, получило всеобщее признание и известность. Художники-камнерезы создают новые, все более прекрасные, глубоко идейные произведения, посвящают их темам из жизни счастливого советского народа, строящего коммунизм.