Техника - молодёжи 1973-06, страница 14

Техника - молодёжи 1973-06, страница 14

Всесоюзный фестиваль советской молодежи

ШКОЛА

РАБОЧЕГО

МАСТЕРСТВА

Одна из традиций фестивалей советской молодежи — демонстрация профессионального мастерства. Тысячи Молодых токарей, фрезеровщиков, каменщиков, штуиатуров пробовали силы в районных, областных, зональных и республиканских конкурсах. И вот лучшие из лучших молодых тоиарей — двадцать четыре финалиста — съехались в апреле в Жданов на Всесоюзные соревнования.

Седовласый, высокий и крепкий, с Золотой Звездой Героя Социалистического Труда и значком лауреата Государственной премии на груди, Василий Дмитриевич Дрокин, токарь с Харьковского турбинного, поднял над головой бронзовый шар величиной чуть поболее яйца, с несколькими круглыми отверстиями по бокам и сказал:

— Это самый ценный и дорогой моему сердцу подарок. Сувенир выточил обычным резцом на простом токарном станке один из моих учеников. Я полагаю, это настоящее произведение искусства. Признаюсь, в молодости да и, пожалуй, в зрелые годы я такого сделать не смог бы. Посмотрите, сможете ли вы?

Шар пошел по рукам. В самом деле, любопытная вещица! В полости тонкостенного шара — второй шар чуть поменьше, во втором — третий, в третьем — четвертый... А в самом центре, в какое из отверстий ни посмотришь, видишь сверкающую граненую звездочку. Да, резать внутри металла — это действительно искусство.

А кто может сказать, где грань между ремеслом и искусством? Состязаются 24 лучших токаря страны. У всех высшие рабочие разряды, все в совершенстве овладели тонкостями своей профессии. Всем дается по одинаковой шершавой стальной болванке, из которой каждый должен выточить одну и ту же деталь. Кто сделает быстрее и лучше? Очевидно, тот, кто подойдет к делу творчески.

Ровно гудят 24 токарно-винторезных станка марки I-K62. По пролету расхаживают строгие арбитры с красными ловязками на рукавах.

Один из них, Виктор Васильевич Вовк, победитель Второго Всесоюзного конкурса токарей в 1968 году, подходит к соревнующемуся, некоторое время внимательно следит за его работой и делает пометки в блокноте: молодой токарь превысил обороты станка.

— Критическая температура для напайки резца 1200 градусов, — поясняет арбитр, — у него на пределе. По условиям соревнования полагается штраф: снимаются очки. Я бы на его месте снизил обороты и увеличил скорость подачи резца. Время

Ю. ЮША, фото автора

на расточку затрачивалось бы то же, но опасность поломки была бы устранена.

Чрезмерное увлечение скоростью к добру не приводит. Словно в подтверждение слов Виктора Васильевича, станок действительно останавливается. Перегрелись деталь и резец.

Да, непрост путь к званию лучшего молодого токаря страны. Здесь, на конкурсе, в азарте соревнования, нужно продемонстрировать и высокое мастерство, и точный расчет, и умение выбрать нужный темп работы.

Первым сдал деталь в ОТК токарь из Одессы Виктор Кулябко. Но он занял лишь пятое место. Подвело качество: прослабил трапецеидальную резьбу.

В проходах цеха волнуются болельщики. Это в большинстве знатоки токарного дела, и по их реакции безошибочно можно судить об успехах того или иного претендента на призовое место.

Болельщики толпятся возле удивительно спокойного, кажущегося медлительным, москвича Вячеслава Балашова. За его спокойствием, за скупостью движений опытные токари различают напряженную работу мысли.

— Он выбрал очень любопытную и, мне кажется, перспективную технологию обработки, применяет интересные новшества, — говорит Виктор Васильевич Вовк. — Например, все зажимают обрабатываемую деталь с помощью кулачков, а Балашов — им самим сконструированной цапфой. Экономится время, улучшается качество обработки. Применил он и специальную оправку.

Токарь из Москвы не вошел в число призеров, но жюри присудило ему особый приз за рабочую смекалку.

Хорошо прошли первый этап соревнований Василий Мартынов, Николай Трифонов, Алексей Шуль-га и многие другие. Их работа была безупречной. Николай Трифонов получил награду как самый молодой участник конкурса.

Второй этап соревнований — проверка теоретических знаний. Особое внимание уделялось умению читать чертежи, расшифровывать условные обозначения.

— Совсем недавно у нас в стране введена новая единая система конструкторской документации (ЕСКД), — говорил, подводя итоги состязаний, председатель жюри, главный технолог Шдановско-го завода тяжелого машиностроения Виктор Дмитриевич Долецкий. — Ею мы и пользовались на конкурсе. Некоторые организаторы соревнований сомневались в том, что все рабочие успели освоить

12