Техника - молодёжи 1977-10, страница 45B. Богданов) внедрена на многих заводах страны. Реверсивный резьбонарезной патрон (автор М, Зайцев) знают и применяют на 67 заводах. Более чем на 110 предприятиях внедрено приспособление для изготовления пружин на токарном станке (автор Ю. Козловский). Перечень практически бесконечен. Потому что только слесарь Юрий Козловский, например, является автором 12 изобретений и 100 рационализаторских предложений. Он семь раз награжден медалью ВДНХ, удостоен звания заслуженного рационализатора РСФСР. Козловский — один из создателей ' лаборатории новаторов. На разработанные в ней инструменты и приспособления высылаются тысячи чертежей во все концы страны. Свыше 330 тыс. тружеников города Ленина — члены Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Только в минувшую пятилетку совет новаторов издал 20 перечней чертежно-конструкторской документации — в них нашли отражение 18 тысяч разработок. В деятельности совета новаторов активно участвуют сотрудники НИИ, вузов, различных исследовательских организаций. Нередкие гости в совете — профессора П. Каменев, C. Митрофанов, А. Александров и другие ученые. С каждым годом расширяются и крепнут творческие связи ленинградских новаторов с коллегами из Москвы, Свердловска, Киева, Харькова, Минска, Одессы и других городов. Только за последние годы ленинградцы более 3700 раз демонстри- ' ровали свои достижения во всех концах нашей страны. «Наш совет новаторов, — рассказывает заместитель председателя совета И. Сафонов, — неоднократно демонстрировал лучшие разработки на ВДНХ СССР. 119 промышленных предприятий и организаций Ленинграда и области за активную пропаганду опыта награждены ее дипломами. Среди наших новаторов — 80 заслуженных изобретателей и рационализаторов, 314 Героев Социалистического Труда...» Возглавляет совет новаторов токарь завода полиграфических машин Герой Социалистического Труда Василий Захаров. Вот цифры из его недавнего выступления на ВДНХ: в прошлом году совет новаторов выслал на заводы и фабрики страны 71 500 комплектов чертежно-конструкторской документации. Из них 35% комплектов запросили те предприятия, где ленинградцы выступили с показом своих разработок. Новых.творческих успехов вам, новаторы Ленинграда, счастливого поиска! НАЛ£ЙДОСКОП ТАЙНЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ МУЗЫКИ. Крупнейший музыковед середины нашего века Б. Асафьев с горечью писал, что, «к сожалению и стыду нашему, русские исследователи-музыканты в отношении древнерусской музыки сильно отстали от «изобраз-ников» и бродят в потемках, робко озираясь по сторонам, тогда как работы по изучению древнерусской живописи дают с каждым годом все более и более ценные результаты». И далее: «...с точки зрения музыкального своего содержания древнерусский культовый мелос ценен ничуть не меньше памятников древнерусской живописи. Его «рисунок» отличается богатством оборотов, свежестью, размахом, выразительностью, напевностью и пластичностью». Какая же музыка звучала во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха? Жива ли она? Какой музыкой заслушивался Иван Грозный в Александровской слободе? До недавнего времени ответов на эти вопросы никто не мог дать. Не зря средневековую музыку называли культурой «великого молчания». Как это ни парадоксально, древнерусские «мирские» песни, которые не записывались, знакомы нам гораздо больше, чем музыка, которая записывалась в рукописях и которая доподлинно донесла до нас древнейшие распевы. Такая писаная музыка достигла на Руси высокого развития, ею занимались особые мастера пения, или распевщики. Мастерству распева обучались в специальных певческих школах, учрежденных в ряде русских городов. Старинные распевы записывались особыми знаками — крюками или знаменами, поэтому распевы получили название знаменных. Каждый крюк (знамя) соответствовал одному или нескольким звукам определенной высоты и длительности. Позже, в рукописях XVII века, появились над крюками красные значки — киноварные пометы, точно указывающие высоту звуков. Этот способ записи музыки господствовал со Бремен крещения Руси до Петровской эпохи, вплоть до появления современной пятилинейной нотации. Композиторы-распевщики в своем творчестве были строго ограничены канонами. Но, как и русские иконописцы, средневековые музыканты часто шли наперекор устоявшимся канонам, сковывающим индивидуальное творчество и фантазию, и нарушали их во имя поиска художественной красоты. К концу XV и на протяжении XVI века искусство знаменного пения переживает свой расцвет. В ранее безымянных рукописях появляются имена авторов. Все чаще появляются отметки об оригинальности распева: «произвол», «ин перевод», «ин распев». Известен любопытный факт о том, что большой мастер знаменного пения Иван Логгин научил своего племянника петь один текст на 17 разных напевов. Подобно живописным школам возникали певческие школы, например, Московская, Ярославская, Черниговская, Соловецкая и многие другие. Они стали важнейшими очагами певческого искусства в Русском государстве. Петровская эпоха, круто повернувшая жизнь всей Руси, изменила и развитие русской профессиональной музыки, из анналов которой исчезли секреты знаменного пения. Но, оказывается, секреты этого пения до сих пор сохранились в районах, куда некогда бежали от реформ и преследований старообрядцы. Как это ни удивительно, в памяти их потомков до сих пор сохранились старинные распевы. Вот почему, кроме археологических и геологических экспедиций каждый год в далекие селения и глухие места снаряжаются экспедиции на поиски старинных рукописей, в том числе и крюковых рукописей Но найти и привезти рукопись — это еще не все. Главное — прочитать ее, расшифровать записанную крюками музыку. Огромный вклад в изучение русской музыки средневековья внесли ленинградские специалисты Н. Успенский, М. Бражников. Благодаря усилиям последнего зазвучала музыка композиторов XVI века Фаддея Субботина и Федора Крестьянина, намечены пути расшифровки рукописей древнейшего беспометного периода. Будучи профессором Ленинградской консерватории, он вел очень редкую дисциплину — музыкальную полиографию. Его труды продолжают его ученики — «древники». Именно благодаря этой кропотливой работе современные любители музыки уже смогут услышать в концертных залах и пополнить свои фонотеки произведениями средневековых русских композиторов в прекрасном исполнении капеллы имени Юрлова. ЛАРИСА МОРОХОВА, Ленинградская государственная консерватория 42 |