Техника - молодёжи 1983-05, страница 28

Техника - молодёжи 1983-05, страница 28

ВЕХИ НТР

Когда 31 января 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов посетил станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе, он поинтересовался у руководителей предприятия, как обстоит дело с кадрами. Оказалось, что это серьезная проблема. На заводе, в частности, есть трудности с набором станочников, на эти работы слабо идет молодежь.

Почему же профессия станочника ие всегда пользуется популярностью! Может быть, потому, что она не «на виду»! Не окружена ореолом романтики! Потому, наконец, что о ней просто мало знают!

В этой связи' мы предлагаем вниманию читателей четыре рассказа о

главных станочных профессиях: токаря, строгальщика, зуборезчика, наладчика.

Публикуем также краткий очерк о 3,5-тысячелетнем пути развития станкостроения. Рассматривая эволюцию станков на протяжении многих поколений, мы увидим, как неожиданно в забытых идеях и проектах вдруг открываются черты построенных и даже только разрабатываемых конструкций, предвосхищая перспективный путь развития для того или иного направления производства. Это одна из самых важных причин, почему молодежи необходимо знать историю техники.

Станкостроение называют колыбелью техники. Это не случайно.

Атомный ледокол и микрозонд, большой азимутальный телескоп и турбовоз, хлебоуборочный комбайн и термоядерная установка «Тока-мак» — все это создано на станках, по выпуску которых наша страна занимает первое место в мире.

Большая часть продукции машиностроения изготавливается мелкими сериями на универсальных станках. Работают на них станочники высшего и даже сверхвысшего, то есть не предусмотренного тарифной сеткой, разряда. Эти мастера, до тонкости изучившие характер и возможности своих станков, могут неуловимым движением руки так довернуть маховичок, компенсируя назревающую погрешность, что в

МАШИНЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ МАШИНЫ

Когда-то станки пришли на смену топорам и пластинам, наконечникам и скребкам. Лук, изобретенный в X тысячелетии до н. э., лег в основу механизма для передачи вращательного движения, получившего название «лучковый привод». Простейший сверлильный станок со смычковым приводом — разновидностью лучкового — запечатлен на гробнице в Фивах. У него все основные элементы сверлильного станка: станина, упругая стойка, шпиндель со сверлом, ручной веревочный привод, обвивающий шпиндель и наброшенный на упругую стойку, упорный подшипник в виде керамической чашки, надетой на шпиндель сверху и придерживаемой рукой. Тогда же появились и первые многошпиндельные станки. На них работали сверлильщики бус,

вращавшие одной рукой сразу до пяти сверл. Лучковый привод не устарел и в эпоху станков с программным управлением: современные станкостроители используют его для реверсивного сверления.

Однако для токарной обработки лучковый привод оказался неэффективным, поскольку не развивал высокую скорость. Равномерного однонаправленного вращения удалось достичь греческому мастеру Феодору в VI веке до н. э. Талантливый изобретатель, слава которого гремела в Риме и Карфагене, создал токарный станок с кривошипно-ша-тунным приводом шпинделя для вытачивания деталей хитроумных замков. Для равномерного вращения на шпинделе был установлен массивный каменный диск — маховик.

Впрочем, несмотря на многочисленные достоинства, изобретение Феодора вскоре было забыто, и лучковый привод еще долго использовался в токарных станках, форма которых в общих чертах оставалась неизменной: станина со столешницей, передняя и задняя бабки с центрами для крепления заготовки, система привода.

Следующий шаг сделал Леонардо да Винчи, разработав станок для насечки напильников, имеющий ще-вочный и винтовой привод подачи стола. Он первым сконструировал и фрезы для разрезки металлических решеток крепостных ворот.

Во второй половине XVI века появляются станки, в которых движение на шкив шпинделя передавалось ременной передачей от маховика — он устанавливался отдельно и вра-

«Последний глянец» на деталь наводит шлифовщик Александр Киселев.

ЧЕТЫРЕ МОНОЛОГА О СТАНОЧНИКАХ

СЕРГЕЙ ЖИТОМИРСКИЯ, инженер

Токарь-универсал. Я подхожу к своему видавшему виды станку с маркой «Красный пролетарий» на передней бабке. На тумбочке аккуратно разложены десять металлических прутков-заготовок. Заглядываю в наряд, затем в чертежи. Ага, сегодня будем нарезать детали для

червячной передачи. Интересная работа, но тут надо знать одну тонкость. В червяках очень мал выход для резца: почти сразу за нарезкой наталкиваешься на высокий буртик, так что если вовремя не дать задний ход, то поломка резца и брак обеспечены. Но чем сложнее задача, тем приятнее с ней сладить. Решаю до обеда обточить все шейки, а во вторую половину смены заняться нарезанием канавок.

Начинаю с подрезки торцов и зацентровки заготовок. Зажимаю кулачки, закрепляю в задней бабке центровочное сверло, пускаю станок. Левой рукой поднимаю рычаг фрикциона — патрон пришел в движение. Подгоняю суппорт, осторожно подвожу к вращающемуся краю заготовки торцевой резец. Вот металл чиркнул по металлу, еще и

, . t m/:it; щшМ щ

■ЯННЩК^г

У

Iяц

Ш/