Техника - молодёжи 1983-05, страница 31

Техника - молодёжи 1983-05, страница 31

Обтиральная машина Я. БАТИЩЕ-ВА, 1715 г.

-U.

Обработка цилиндра для паровой машины Ньюкомена английсним мастером Р. РЕЙНОЛЬДСОМ в 1760 г. Одна шестерка рабочих тянет колоду с резцами, другая отдыхает.

Токарно-винторезный станок Г. МОД-СЛИ, 1800 г.

одновременно выполняли и все «механические занятия» по девяти нижнетагильским заводам, принадлежащим Демидовым.

Крупный вклад в развитие станкостроения внес англичанин Г. Модели. Помимо механизированного суппорта, системы смены зубчатых колес, микрометра, автоматического останова, он создал ряд оригинальных станков: токарно-винто-резный с крестовым суппортом, отрезной с маятниковой пилой, многошпиндельный, сверлильный, долбежный, модификации фрезерных станков, поперечно-строгальный, зу-бострогальный, расточной и другие.

В эпоху промышленного переворота конца XVIII — начала XIX века существенно изменяется внешняя форма станков. Изукрашенные в стиле рококо, машины стали достоянием исторических курьезов. На смену ремесленным станкам пришли предельно рациональные конструкции. Несмотря на многие усовершенствования, их компоновка остается традиционной. Деревянные детали заменяются металлическими, станина выполняется литой из чугуна. Тенденция к удешевлению и упрощению производства приводит к созданию логически простых конструкций, геометрически правильные очертания которых как нельзя лучше подходят продуманным движениям рабочего.

В начале XIX века в России родилась новая наука — технология. В основу ее легли достигнутые в XVIII веке успехи по взаимозаменяемости узлов при изготовлении и сборке оружия. Положения этой науки сформулировал в 1804 году академик В. Севергин, на десятки лет опередив западных машиностроителей.

А в 1870 году русский профессор И. Тиме положил начало науке обработки металлов. Он раскрыл сущность процесса резания, объяснив характер образования стружки, ее строение и усадку, дав формулу для подсчета действующих сил.

Спустя шесть лет его соотечественник, профессор артиллерийской академии А. Гадолин, исходя из оптимальной скорости резания, предложил геометрический ряд скоростей, ныне принятый во всем мире. Уже будучи академиком, он обосновал общую теорию упругости и сопротивления материалов, дал расчет многослойных артиллерийских стволов и труб на прочность, разработал курс механической технологии металлов и дерева.

С конца XIX века обработка резанием развивалась параллельно с совершенствованием инструментальных материалов, технологией и конструированием станков. Это привело к повышению скоростей резания и подачи, к возрастанию жесткости конструкции, росту мощности привода, улучшению механики станка. Особенно значительный вклад в станкостроение внесли русские и зарубежные ученые К. Зворыкин, А. Брике, Я. Усачев, Н. Гаврилен-ко, В. Чебышев. В частности, работавший в области конструирования морских и речных судов К. Зворыкин в 1893 году опубликовал книгу «Усилие и работа, необходимые для отделения стружек», в основу которой были положены исследования, проведенные на строгальном станке с помощью гидравлического динамометра. Подобные устройства еще долгое время были неизвестны на Западе. Так, президент американского общества инженеров-механиков Ф. Тейлор, выпустивший

чертеж и набираю на клавиатуре 92. Число загорается, затем возникает следующий вопрос: «Длина». Набираю 812. Следующий вопрос: «Наличие фасок». Потом: «Наличие припуска под шлифовку»... Это режим диалога с машиной. Расспросив меня о форме детали, допусках, чистоте обработки, размерах заготовки, инструмента, она сама рассчитывает и составляет программу. Теперь на экране появляется чертеж, и порядок обработки проигрывается графически — движутся кромки резцов, оставляя за собой линии. Через минуту готова схема, на которой видна последовательность работы инструментов, число проходов и припуски.

Отодвигаю кожух, беру заготовку. Касаюсь педали, и кулачки патрона расходятся. Вкладываю между ними заготовку, патрон намертво ее зажимает. Переключаю пульт на «покадровую отработку програм

мы», закрываю кожух. Жму на кнопку «Пуск». С воем завертелась заготовка, револьверная головка резко сдвинулась и неожиданно осторожно прикоснулась к металлу. Потоком полилась эмульсия, из-под резца полетела хрустящая стружка. И тут же все остановилось, торец подрезан. Кадр закончился. Перехожу ко второму: включаю автомат и прогоняю остальные детали.

На заре программного управления считалось, что экономический эффект при внедрении станков с ЧПУ будет достигнут за счет снижения квалификации рабочих, на долю которых останется только ставить заготовки и снимать обработанные детали. Практика этого не подтвердила. Сложный станок нельзя доверить рабочему низкой квалификации. Эффект применения программных станков заключен в их более высокой производительности и в повышении качества.

Снять стружку — это тоже искусство. Им вполне овладел строгальщик Сергей Королев.

«Будущее — за станками с ЧПУ1» — уверен Александр Елисеев, слесарь-сборщик.