Юный техник - для умелых рук 1979-08, страница 15тельно неподвижного большого пальца, мастер наносит штрихи на линолеум. Вырезая рисунки на доске, он поворачивает и вращает ее, пока гравюра не примет удобное для резания положение. Запомните правило: кисть левой руки, удерживающая гравюру, должна находиться чуть сзади пли сбоку от штихеля. 4 Прежде чем браться за работу, проверьте штихели. Попробуйте на куске линолеума сделать пробные штрихи разными резцами: определите возможности каждого из них. Неплохо будет, если вы сделаете оттиск с этих пробных штрихов. Освоив инструменты, можно браться за работу. Отшлифованную поверхность линолеума покройте тушью, слегка разведенной водой, используйте широкую кисть или тампон из ваты. Тон должен быть такой интенсивности, чтобы рисунок, который будет потом сделан тушью, был четко виден. Так готовил материал к работе замечательный советский художник-гравер В. Фаворский. Этот способ удобен тем, что позволяет легко различить срезанные участки линолеума: на темной поверхности материала (серый тон и черный рисунок) срезанные, ботее светлые (коричневые) штриха хорошо видны. На оттиске соответственно получается: вся поверхность "черная, а там, где на линолеуме были грезы, бумага останется непропечатан-нои. Такнм образом, художник, еще не сделав оттиска, может уже представить себе, как он будет выглядеть. Теперь на затонированиую доску нлжно нанести рисунок. С готового эскиза снимите на кальку (или промасленную бумагу) контур изображения — так называемый абрис. Затем переведите этот рисунок на линолеум в зеркальном изображении. Для перевода используйте копирку для пишущих машинок или бумагу, затушеванную мягким простым карандашом. После этого рисунок на линолеуме «доводится»: прорисовывается, уточняется кнетыо и тушью. На пластик рисунок переводится так же, как на линолеум, разница лишь в тон, что наносится он не тушью, а цветные черным карандашом — на поверхность пласткка тушь очень плохо ложится. Корректировать работу нужно по юнтротьному эскизу. Однако на нем изображение реальное, а на линолеуме зеркальное, обратное. Это затрудняет дело. Поэтому художник ставит напротив эскиза зеркало и смотрит не на эскиз, а на его отражение. Зеркало можно укрепить на проволочной подставке-держалке {см. рис. 9). Семь раз отмерь, один раз отрежь. Эта пословица очень подходит для гра верной работы. Действительно, прежде чем начать резать, нужно усвоить основное правило гравера: береги поверхность доски. Конечно, можно исправить промахи. Но лучше не ошибаться. Первая ошибка начинающего обычно заключается в том, что он обводит штихелем все контуры. Это неверно. К контуру нужно подбираться, то есть начинать с центральной части и постепенно продвигаться к,краям. Не следует начинать с наиболее трудоемких, ответственных мест, например с фигуры человека. В процессе работы неплохо будет, если вы сделаете 2—3 контрольных оттиска. О технике линогравюры можно говорить бесконечно, но не все можно описать — некоторые операции нужно просто попробовать выполнить, и тогда многое станет ясным. На рисунке 8 мы приводим некоторые приемы решения штриха на линолеуме. Постарайтесь освоить пх. Кан устранить дефект, если вы нечаянно срезали не то, что нужно? Самое простое — найти случайно срезанную стружку и сразу же приклеить ее на место, прижав грузом. Елей скоро схватится, и вы сможете свободно работать по исправленному месту. Ну а если стружку вам не удастся найти, составьте из клея БФ, зубного порошка, опилок линолеума шпатлевку и заделайте дефект так, чтобы исправленное место стало несколько выше поверхности ли-HO.-iejMa. А когда шпатлевка высохнет, сровняйте ее шкуркой и пемзой. Испорченное место можно «залечить» и методом маркетри: заменить место дефекта новым куском линолеума, подклеенного к листу бумаги. Чтобы шов не пропечатывался на бумаге, вырезайте линолеум по штрихам. ПЕЧАТАНИЕ ЛИНОГРАВЮРЫ Для печати лучше всего подходит литографская краска. Если она слишком густая, добавьте в нее немного масляной краски. Можно пользоваться и просто масляной краской, но от нее на оттиске образуется жирный ореот — это портит гравюру. Чтобы этого не происходило, масляную краску обезжиривают — выдавливают на час-два на картон или бумагу, а потом разбавляют ее олифой. На небольшие доски краску можно набивать тампоном из кожи или резиновым валиком дтя фоторабот. Для больших гравюр лучше сделать из куска кожи размером 20X15 см, дерева и проволоки специальный валик (см. рис. 13). Бумага для печати должна быть гладкой и пористой. Смочите край под готовленной для работы бумаги водой: если он быстро промокает, бумага годится. Впрочем, можно печатать и ла жесткой, сильно проклеенной бумаге, «о для этого поверхность ее нужно периодически увлажнять. Е печатной форме бумагу притирают обычно специальной косточкой-гладилкой (см. рис. 14). Граверы вырезают ее из кости. Размеры глади пси: длина 12— 14 см, ширина около 3 см. Но подойдет и ручка от старой зубной щетки, пластмассовый нож для разрезания бумаги или обыкновенная столовая ложка. Теперь о том, как же получить оттиск е линогравюры. На кусок стекла (лучше толстого) шпателем или ножом нанесите ровным слоем краску, движениями вдоль и поперек хорошенько раскатайте, разровняйте ее валиком. Перенесите со стола и накатайте опять же валиком краску на печатную форму. Чистыми руками возьмите приготовленную бумагу и, стараясь расположить изображение посередине листа (поля должны быть одинаковыми), аккуратно прижмите ее к форме, а потом гладилкой или ложкой хорошенько притрите бумагу к гравюре. Чтобы гладилка лучше скользила, бумагу нужно предварительно слегка натереть воском или парафином (свечой). Гладилку затушуйте мягким карандашом — это даст вам возможность видеть на обратной стороне притираемой бумаги штрихи гравюры, и вы сможете в зависимости от рельефа менять степень нажима гладилки на бумагу. Убедиться, что работа идет норма ть-но, можно так. Придерживая ладонью лист, приподнимите край оттиска я посмотрите, хорошо ли пропечатался рисунок. Непропечатавшиеся места еще раз притрите гладилкой. Снятый оттиск просушите. Несколько общих рекомендаций. Не беритесь сразу за сложную гравюру, начинайте с небольших легких вещей и только постепенно усложняйте задачу. Помните, что линогравюра может быть решена не только белым я черным штрихами, но и в полутонах. Учитесь пользоваться всем многообразием гравюры: белой линией но черному, черной линией по белому, штриховкой, пересечениями, пунктиром светлым и темным, пятном светлым и темным (см. рис. 8). И конечно, обязательно посмотрите хотя бы основные работы таких .замечательных мастеров линогравюры, как В. Фаворский, М. Маторкн, И. Голицын, Г. Захаров. Л. ХАШ10В, хукошнии Риз. автора 15 |