Техника - молодёжи 1986-04, страница 62

Техника - молодёжи 1986-04, страница 62

МАХОРОЛЛЕР И ВЕЛОПРОВОД

Евгений ФИЛИМОНОВ, художник-конструктор, г. Харьков

стала всеобщей любимицей велопразд-ника в Шяуляе, своеобразным «Конь-ком-Горбунком», прокатиться на котором были не прочь и взрослые и дети. Отличные ходовые качества, устойчивость, удобная низкая посадка водителя, подпружиненное заднее колесо (использована пружина от клапана автомобильного двигателя), оригинальное рулевое управление — вот ее особенности. Веломобиль состоит из двух быстроразъемных блоков: продольного, несущего привод от велосипеда «Кама» с удлиненной цепью, проходящей под сиденьем, регулируемое сиденье и ведущее заднее колесо, и поперечного, включающего в себя передние управляемые колеса, установленные по-автомобильному, и короткие рычаги управления. Исключительно удачная конструкция! Она развивает скорость до 35 км/ч и имеет вполне законченный вид. Кстати, несколько слов о проблеме серийного производства. После публикации статьи «О веломобиле всерьез» еще ряд предприятий страны проявил заинтересованность в выпуске таких изделий. Но всякий раз по мере того, как представители заводов знакомились с проблемами, возникающими при подготовке серийного производства веломобилей, их энтузиазм шел на убыль. Причины прежние. И главные среди них — ведомственность, нежелание работников министерств обременять себя излишними заботами. Справедливости ради замечу, что представители Минавтопрома заинтересовались несколькими образцами. Как потом выяснилось, для того чтобы установить на них... маломощный, экономичный бензиновый двигатель и превратить в миниатюрный автомобиль (?!).

А как же быть тысячам желающих приобрести именно веломобиль, в том числе авторам писем в редакцию, с которых мы начали рассказ? Что им ответить? Можно, конечно, сообщить, что еще один завод — Волгодонский «Атоммаш» — решил приступить к серийному производству веломобилей. И хочется верить, что предприятию-гиганту такая задача будет по плечу.

Завершая статью, хотелось бы ответить на огромное количество писем, содержащих один вопрос: как сделать веломобиль? Однозначного ответа, конечно, быть не может и не должно. Но можно, например, предложить компоненты городского веломобиля, предназначенного для деловых поездок. Во-первых, это одноместная конструкция с возможностью простого соединения себе подобной в двухместный экипаж. Во-вторых, легкая — до 20 кг, для удобства переноски. В-третьих, имеющая кузов-обтекатель. В-четвертых, трехколесной схемы с двумя передними управляемыми колесами, одно из которых может быть и ведущим. В-пятых, с удобным креслом. В-шестых, с надежной системой управления. Остальное подскажет фантазия и изобретательность авторов.

Пока еще эти понятия непривычны для слуха. Поэтому, по-видимому, стоит их расшифровать. Итак, велопровод (см. рис. на 4-й стр. обложки) — автономная система городского общественного транспорта, рассчитанная на движение только безмоторных машин типа велосипедов и веломобилей. Махороллер — средство, приводимое в движение мускульной силой человека, оснащенное накопителем энергии — маховиком (см. мою статью «Махороллер» в «ТМ», № 7 за 1979 год). Его тоже можно использовать в системе велопрово-да.

Теперь подробнее об обоих. В картинах будущего транспорт занимает весьма импозантное место, начиная с появившихся уже кое-где «движущихся тротуаров» и кончая фотонными кораблями Но пока еще ни в одном проекте не был задействован самый надежный и доступный источник энергии, всегда имеющийся в нашем распоряжении,— мускульная сила человека.

Урбанизация необратима, скажет скептик, из-за этого в городах все теснее от транспортных средств, все длиннее внутригородские маршруты, все гуще выхлопные газы, все больше требуется топлива, все распространеннее гиподинамия — малоподвижность горожан и связанные с ней немощи, все чаще возникают сугубо «транспортные» стрессовые ситуации...

И вот появляется искушение заполнить пробел в этой мрачной картине, «нарисованной» фантастами и футурологами, и одновременно, стреляя по вышеперечисленным урбанистическим монстрам, поймать еще пару весьма полезных зайцев. Словом, перевести часть активного городского населения на систему велопровода.

Конструктивно велопровод — это надземный закрытый остекленный путепровод для движения велосипедистов в двух (или в одном) направлениях. Такая конструкция позволяет, во-первых, обособиться от других видов транспорта, во-вторых, обеспечить горизонтальность пути или же его

минимальные уклоны, в-третьих, изолировать участников движения от неблагоприятных погодных условий — дождя, гололеда, снегопада— и таким образом обеспечить круглогодичную эксплуатацию.

Разветвленные нити велопровода связывают жилую застройку с районами приложения труда и с зонами отдыха. Очевидно, что структура этой системы, как экологически безвредная и бесшумная, может существовать в любой городской'среде и даже «пронизывать» общественные и жилые здания.

Велопровод, как уже говорилось, в силу своей конструкции достаточно независим от рельефа местности. Если же необходим переход на другой уровень, можно использовать так называемую «лестницу для велосипедистов». Иными словами, короткий, сравнительно крутой участок подъема после длинного горизонтального пути.

Наземные станции велопровода могут быть оборудованы системой автоматического пропуска, как, скажем, в метро. Очевидно, что теперешняя средняя скорость городского транспорта — 15— 25 км/ч — вполне может быть достигнута в предлагаемой системе даже на велосипедах, не говоря уже о скоростных средствах. Нет сомнения, что поездка по велопро-воду, помимо полезной двигательной нагрузки на организм, обеспечит человеку также и комплекс совершенно специфических зрительных впечатлений, чего он напрочь лишен в том же метро. К слову, строительство такой системы, очевидно, несравненно дешевле сооружения подземной дороги. А эксплуатация велопровода практически не требует затрат и оборудования. Пропускная же способность его (за счет непрерывности движения) может быть на уровне метро.

В предыдущей моей статье, опубликованной в «ТМ», махороллер не был раскрыт достаточно, чтобы стали ясны его конструктивные особенности Тем не менее интерес он вызвал немалый —

58