Техника - молодёжи 1995-08, страница 65

Техника - молодёжи 1995-08, страница 65

К 4-й СТР. ОБЛОЖКИ

навстречу 125-летию двухколесного нуда

Когда человеку хотят дать понять, что он придумал нечто давно известное и банальное, ему говорят: да ты же велосипед изобрел! Но, наверное, их будут изобретать еще очень долго — как и открывать Америки. Последнее — в переносном смысле. Первое — в буквальном.

Напомним: велосипедная эра земной цивилизации началась в 1870 г. выдачей патента англичанам Джеймсу Кемпу Стар-ли и Уильяму Хиллмену. Так что сегодня мы отмечаем скромный юбилей: 125-летию "двухколесного чуда" посвящается небольшой (и, разумеется, далеко не исчерпывающий) обзор его моделей, предложенных отечественными конструкторами за последние 15 лет.

Можно выделить несколько групп современных модификаций. Во-первых, гоночные: основной принцип тот же, что и век с лишним назад, только добавляются всяческие удобства, позволяющие спортсмену ехать на предельной скорости как можно дольше. К примеру, в начале 80-х сотрудники НИИ механики при МГУ и Института физкультуры разработали велосипед с маской (авт. св. № 1159826, 1985 г., рис. 1). Руль его расположен гораздо ниже, чем у обычного, и соединен с опорой (1). Гонщик не сидит, а почти лежит, упершись в нее локтями и уткнувшись лицом в горизонтальную маску-обтекатель (2), закрепленную на раме сообразно с его ростом. Передняя часть маски прозрачна, в ней выполнены два отверстия с зеркалами и световодами (чтобы следить за дорогой) и еще несколько дырочек для дыхания. Седло внутри полое: перед стартом в него заливают питательную смесь, закрывают крышкой (3) с клапаном, и по трубке (не показана), тянущейся вдоль рамы, смесь подается к мундштуку обтекателя. Что она собой представляет — не уточнено. Вероятно, от погоды зависит...

На модели П.С.Райкина (авт. св. № 1698123, 1991 г., рис. 2) спортсмен как бы в полете, только сверху вместо пропеллера у него багажник (1). Задняя стойка (2) с пружинным амортизатором (3), телескопически соединенная с патрубком вилки заднего колеса, оканчивается шарниром (4) — к нему крепится продольная штанга (5) с плечевой лямкой (6), поясом (7) и прозрачным оголовником (8). Чтобы сесть на велосипед (точнее, зависнуть над ним), надо эту самую штангу вместе со всем, что на ней, поставить торчком, пристегнуться, наклониться — штанга займет горизонтальное положение, оголовник упрется в рессоры (9), и можно ехать. Педальный привод, как видите, соответственно видоизменен.

Не рискнем утверждать, что описанные разновидности гоночного "семейства" самые эффектные, зато в пользовании они удобны.

Другая группа — велосипеды для маленьких. Начнем с трехколесных, чья история насчитывает 95 лет. Упасть с них трудно, особой ловкости рук и ног не требуется — лишь кабины не хватает для полного счастья. Вероятно, так рассуждал Э.И.Гядвилас. А потом взял да и пристроил ее (авт. св. № 1235786, 1986 г., рис. 3). Руль и педали внутри, окно широкое, ветерок обдувает — хорошо! И поворотный щиток на крыше — правда, о том, как он работает, в пояснительном тексте сказано несколько туманно.

Существует, оказывается, и четырехколесный велосипед (авт. св. № 1687499, 1991 г., рис. 4). То есть нормальных-то ко

лес у него два, но справа и слева от заднего помещаются еще два поддерживающих — они помельче и установлены на П-об-разной раме, вставленной в опорную втулку на вилке заднего колеса. Две спиральные пружины, навитые на раму и закрепленные одним концом в замысловатых шайбах на ней же, а другим во втулке, обеспечивают постоянное прижатие мини-колес к поверхности дороги. Иначе говоря, велосипед будет стоять прочно и ехать ровно, а не переваливаясь с одного бока на другой. Придумал конструкцию М.И.Код-кинд, взяв за основу американский патент 1973 г.: помните — два крошечных колесика, приделанных металлическими трубками к оси заднего колеса детского велосипеда? Сейчас такие почему-то редко встречаются на улицах...

И еще одна детская модель — самокат В.А.Ашкина и коллег со съемной велоприс-тавкой (авт. св. № 831657, 1981 г., рис. 5). Точнее, не просто съемной, а легко снимаемой и легко водружаемой обратно. Все просто: прилаживаете ее к площадке самоката, так чтобы винт (1) с надетым на него клином (2) вошел в фигурный паз (3), а прорези планки (4) совместились с кольцевыми канавками винтов-фиксаторов (5). После чего накручиваете снизу на винт гай-ку-барашек (6) и катайтесь на здоровье. Экспериментально доказано: поставить и снять приставку способен даже четырехлетний ребенок за считанные минуты, и никаких инструментов не требуется! А ведь 14 лет прошло — видели ли вы хоть раз такую штуку в продаже?

С трудом поддаются классификации ве-лотандемы — забавные транспортные средства с двумя или тремя седлами, расположенными друг за дружкой. Собственно, ничего технически революционного в подобной идее нет: ясно же, что если можно собрать электричку из 10 вагонов, то можно и из 12 или 14. "Отцом семейства" тандемов считается аппарат, запатентованный во Франции в 1978 г. и хорошо известный всему миру. Но в одиночку на нем кататься мало радости: не хочешь чувствовать себя водителем пустого такси — бери напарника. А не лучше ли создать тандем, преобразуемый в обычный велосипед? Так и поступил Н.В.Рылов (авт. св. № 1335495, 1987 г., рис. 6, с л е в а): смонтировал на передней и дополнительной трубах рамы две пары фланцев (1, 2 и 3, 4) — разъединяете их, снимаете с промежуточной звез

дочки (5) вспомогательную цепь, соединяете фланцы 1 и 4, и вот вам одноместный велосипед. Кроме того, тандем можно сложить, не разбирая: вывернув фиксатор сочленения фланцев 1 и 2,поворачиваете переднее колесо вместе с рулем и частью рамы назад до упора и в таком положении фиксируете (справа).

Ну, и, наконец, особого внимания заслуживает категория велосипедов, чья конструкция изменена, казалось бы, произвольно. Не вдаваясь в технические детали, приведем четыре примера. Первый (авт. св. №1482850, 1989 г., рис. 7): руля как такового нет. Есть съемная рулевая стойка, на ее вершине — седло, а под ним в разные стороны торчат две перекладинки — рудимент руля. Фантазия К.А.Рылькова на тему давно забытого немецкого патента 1900 г. — с той лишь разницей, что стойка снабжена разъемом и может складываться (на рисунке сложенное положение намечено пунктиром). Цель, по словам автора, в "повышении пактности". Что ж, "разве на этом осн. нии", как сказал однажды Чаадаев Менши-кову...

А вот в модели Г.И.Измалкова (патент № 1836248, 1993 г., рис. 8) руль присутствует в натуральном виде, зато нет педалей. Вернее, есть, но не стандартные — их не крутят, а попеременно нажимают; они соединены стальным тросиком, перекинутым через натяжной блок. Надавил на левую — правая поехала вверх, и наоборот. Испытания выявили возрастание КПД приводного механизма в сравнении с традиционным (к сожалению, конструктор не сообщил, насколько).

Весьма комфортно должно быть наезднику такого вот "рысака" (рис. на этой стр.): рукоятки руля плавно переходят в подлокотники и, обогнув туловище, соединяются, образуя спинку седла (не уместнее ли, впрочем, сказать "кресла"?). Только не подумайте, что пафос изобретения Е.Е.Щелкунова (авт. св. № 1768434, 1992 г.) заключается в удобствах. Как явствует из описания, оно имеет целью повышение надежности и безопасности движения, а посему "привод рупевдго колеса выполнен цепным и снабжен рг щенным перпендикулярно оси пово^ .а вилки рулевого колеса карданным валом, у которого ось промежуточного звена установлена с постоянным пересечением оси поворота вилки во всем диапазоне при угловом положении руля" и т.д. и т.п. Правда, ни слова о скорости и маневренности.

Спору нет, сидеть развалясь во время езды удобно, но лежать-то, наверное, еще лучше! (К слову: когда Черчилля спросили, как ему удалось достичь долголетия, он объяснил: "Просто я никогда не стоял, если можно было сидеть, и никогда не сидел, если можно было лежать".) Велосипед Е.А.Филимонова (авт. св. № 1754561, 1992 г., рис. 9) даже комфортабельнее щелку-новского. Лежи себе загорай да сгибай попеременно ноги в колене: пятки упираются в педали, и, когда их двигаешь взад-вперед, колеса крутятся. Привод — система гибких связей (не показаны). Рукоятки руля расположены по обе стороны от седалища — дополнительное удобство.

И, пожалуй, довольно. Все равно нельзя объять необъятное — но даже такой беглый обзор дает представление о неисчерпаемых ресурсах творческой мысли, которые таит в себе нестареющая идея велосипеда.

Сердечно благодарим Российскую государственную патентную библиотеку за любезно предоставленные материалы ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 ' 9 5

48